Университет в лицах: Петр Зелёный об обучении, изобретениях и о том, легко ли сдать экзамен по инженерной графике

Университет в лицах: Петр Зелёный об обучении, изобретениях и о том, легко ли сдать экзамен по инженерной графике

Расскажем о человеке, имеющем множество научных работ и учебных пособий, более 220 изобретений доценте кафедры «Инженерная графика машиностроительного профиля» автотракторного факультета Петре Васильевиче Зелёном.

Петр Васильевич начал свой путь на автотракторном факультете Белорусского национального технического университета, где и получил диплом инженера, обучаясь по специальности «автомобили и тракторы», после чего был распределен в научно-исследовательскую лабораторию вуза.

Выбор специальности и вуза был не случайным: быть инженером престижно, это ценится обществом. Специальность называлась «автомобили и тракторы». Конечно, изначально планировал поступить на «автомобили». Оно и понятно – звучит. Однако, набрав студентов по специальности, их делили по специализациям в зависимости от того, кто какой иностранный язык изучал в школе: английский или немецкий, меняя по годам. В тот год, когда я поступал, с немецким языком все попали на «тракторы». Особого разочарования не было, тем более, что родом я из сельской местности, и отец работал бригадиром тракторной бригады. Со временем понял, что по воле случая оказался на своем месте.

– Во все времена те, кто носил гордое звание «студент», порой боялись экзамена. А как учились Вы?

Старался учиться хорошо и держать планку. Трудно бывало только по некоторым предметам и больше из-за того, как велось их преподавание: не на должном уровне. Преподавателю нельзя ограничиваться только высокой требовательностью на экзамене. Теперь понимаю всех, кто учится. Казалось иногда, что мир вот-вот рухнет по пути в аудиторию на экзамен, но понимал, что это из-за высокой ответственности. Именно поэтому шел и успешно сдавал экзамен. Надеялся, что все получится, главное верить в себя.

К слову, в 1983 году, защитив диссертацию и получив звание «старший научный сотрудник», наш герой со временем был избран на должность начальника сектора научной лаборатории, а в 1988 году доцента кафедры. С тех пор Петр Васильевич преподает, передавая знания и ценный личный практический опыт студентам, не забывая и о научной деятельности, постоянном профессиональном росте.

Самое приятное то, что за годы упорной работы получил возможность издавать учебники. Да и значима, конечно, работа над каждым патентом. Это ведь не так просто, потому что нужно не только придумать что-то новое, но и обосновать целесообразность этому, все оформить, преподнести, доказать новизну и полезность своего предложения. Награждали, конечно, за заслуги, и здесь, в университете, и за его пределами. Видеть плод своего труда, который ты можешь взять в руки, доставляет большое удовольствие.

– Есть ли какое-то правило, которого придерживаетесь в написании учебных пособий?

– Когда ведешь учебный процесс, необходимо понимать, чего студентам не хватает. Нужно ставить себя на их место, ведь, приходя на первые занятия незнакомой дисциплины, у любого возникает вопрос «Как я должен это сделать?». Студент же еще ничего не знает, как будто только родился на свет. Так можно образно сказать в отношении такой новой для них дисциплины, как «Начертательная геометрия» – основной камень преткновения в курсе инженерной графики. Просто требовать в такой ситуации – непродуктивно. Нужно пошагово вводить их в курс дела, вести сначала за руку, образно говоря. Как говорится, нужно сначала научить человека ходить, а потом уже бегать. Сказанное и ложится в основу разработки учебных пособий. Важно добиться понимания того, что, выполняя построения на листе бумаги как на плоскости, студент должен представлять все соответствующие действия в пространстве. Это развивает пространственное воображение в виде геометрических образов, так необходимое для последующего изучения компьютерного моделирования и будущей профессиональной деятельности, особенно в качестве конструктора или технолога. Такого правила и придерживаюсь: пошаговые объяснения и практика их закрепления гораздо лучше сплошного вычитывания материала и требований в отношении простого наличия выполненных чертежей безотносительно того, кто их выполнил.

– Насколько легко сейчас работать со студентами? Как считаете, сложно ли студенту сдать Вам экзамен?

– Нравится своя работа в любом ее проявлении. Студенты поступили, они уже здесь и других не будет. Перед преподавателем стоит задача донести материал так, чтобы он был понимаем набранным контингентом: пояснения должны соответствовать его уровню, а не каким-то абстрактным представлениям преподавателя о студенте. Правильный подход – ключик к эффективной передаче знаний. Заимствованный студентом чертеж сразу виден. Нужно стремиться исключить такую возможность, требовать от студента не простое наличие чертежа на занятии (он его как-то раздобудет), а требовать показать, что он умеет, как учится чертить (не просто приносит и показывает чертеж неизвестного происхождения). Если студент придет на практическое занятие как положено – с бумагой, надлежащими чертежными принадлежностями, – и сам, пусть с ошибками, сделает что требуется по текущей теме, это точно победа над собой в освоении предмета. Думаю, что студенту несложно сдать мне экзамен, так как не ищу причины отказать в положительной оценке, если знания по предмету есть. Просто есть те, кто не проявляет должного прилежания, и это порой сложно побороть. Главная-то наша образовательная задача – научить учиться.

– Какая роль проще: учителя или ученика?

– Для меня однозначно учителем быть проще, потому что даже сейчас мы, преподаватели, периодически проходим повышение квалификации. Появляются такие же страхи, как и у молодежи. Однако проверки знаний и учеба не заканчиваются никогда, к этому стоит быть готовым, к этому нужно просто привыкнуть как к должному.

– Можете дать совет тем, кто только начинает свой путь в университете?

– Нужно быть прилежным и воспитанным. Если что-то поручается, стоит выполнить, а не рассуждать, пригодится ли это. Как-то получается по жизни, что потом когда-то полученные навыки находят свое применение. Поверьте, все, что даже случайно запоминается, важно.

Хотелось бы отметить, что 12 июля 2022 года Петр Васильевич отпраздновал юбилей: герою статьи исполнилось 70 лет. Белорусский национальный технический университет желает доценту П. В. Зелёному новых научных побед, счастливых моментов и прилежных студентов!

Автор материала: Варвара Пилипенко, пресс-служба Медиацентра БНТУ
Фото: Максим Кубарский

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Вам будет интересно
Новости Times Все новости
30 сентября 2022 21:00
Поздравление Ректора БНТУ с Днем учителя
Уважаемые преподаватели, дорогие коллеги! От имени многотысячного коллектива Белорусского национального технического университета и от меня лично примите самые теплые и искренние поздравления с Днем учителя и слова признательности за Ваш благородный труд.
30 сентября 2022 20:30
День институтов Конфуция в БНТУ
Сегодня, 30 сентября, в главном корпусе БНТУ состоялось множество мероприятий, приуроченных ко Дню институтов Конфуция.
30 сентября 2022 20:00
Первый день октября – особенный праздник, это день уважения и почитания пожилого человека
Сначала День пожилых людей начали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 80-х годов во всем мире.
30 сентября 2022 19:37
Ведущие вузы Беларуси на Всероссийском форуме в сфере медицинской промышленности и здравоохранения InnoMed-2022
Вчера, 29 сентября, в Пензе в технопарке «Рамеев» открылся Всероссийский форум InnoMed-2022 – одно из самых значимых событий в области медицинской промышленности Приволжского федерального округа Российской Федерации.