Новый статус – студент: интервью с Ириной Роговой об адаптации первокурсников

Новый статус – студент: интервью с Ириной Роговой об адаптации первокурсников

Адаптация в университете – важный и многогранный процесс. В это время студент учится жить по-новому: ему нужно «стабилизироваться» в незнакомых условиях и найти новые опоры внутри себя. Чтобы помочь ребятам успешно интегрироваться в образовательную среду, встретились с педагогом-психологом социально-педагогической и психологической службы БНТУ Ириной Роговой и поговорили на актуальную для первокурсников тему.

– Ирина Михайловна, почему при адаптации к новой обстановке могут возникнуть трудности?

– При попадании в новые условия люди могут реагировать по-разному, ведь у каждого из нас выработаны различные защитные реакции. Если мы говорим о студентах первого курса, то их могут выбить из колеи изменившиеся условия учебной деятельности, новая группа, неизвестность перед будущей профессией. При резких изменениях в жизни появляется страх, тревожность или внутреннее напряжение. Этих эмоций не стоит бояться – с ними можно работать, проживать их. Конечно, у каждого этот процесс будет проходить по-своему.

Так, если в школе человек уже был социально активен и привык к постоянному общению с людьми, он охотнее пойдет навстречу новому опыту, базовый уровень страха быстро отступит и человек постепенно вольется в незнакомую обстановку. Однако далеко не всегда процесс адаптации проходит так гладко, ведь включает в себя множество факторов, способных вызвать тревожность и страх. Один из них – новый коллектив: при поступлении в университет многие боятся, что не смогут найти друзей. Справиться с этим страхом помогает осознание того, что с одногруппниками вы в одной лодке.

– В первую очередь нужно принять тот факт, что вы перешли в новый статус и являетесь студентами. Это очень важный этап в жизни: вы прошли огромный путь, готовясь к экзаменам, выбирая место учебы, многие даже сменили место жительства и заселились в общежитие. Гонка закончилась – вы пришли к финишу. В такой же ситуации и ваши одногруппники: они точно так же, как и вы, волновались о поступлении тогда и волнуются об окружении сейчас. Заводя с кем-то диалог, помните, что вы оба выходите из зоны комфорта и нуждаетесь в том, чтобы найти новые опоры в незнакомой обстановке, – отметила Ирина Михайловна.

– С процессом адаптации часто рука об руку идет вопрос сепарации, ведь многие студенты сталкиваются с тоской по дому. Как с ней справиться?

– Этот вопрос очень актуален как для первокурсников, так и для их родителей, ведь они сталкиваются с пониманием, что их ребенок взрослеет и становится самостоятельным. То, как родитель с этим справляется, напрямую влияет на эмоциональное состояние их ребенка. Детям нужна только поддержка, и со своей тревожностью взрослым людям важно справляться самостоятельно: не давать строгих указаний, не нагружать ребенка собственными переживаниями, а лишь внутренне верить, что их дочь или сын может справиться с проблемами самостоятельно. В моменты, когда ребенок звонит в поиске поддержки, нужно вовремя подбодрить своего любимого студента и напомнить о том, что дома его всегда ждут.

Ирина Михайловна также заметила, что этап взросления будет проходить постепенно и отпускать его нужно так же. Не существует какого-то конкретного действия, которое решит проблему. Чтобы справиться с привыканием к новому месту, важно постоянно следить за своим состоянием. Если на душе тяжело, можно позвонить родителям, поговорить с ними и получить поддержку, а на следующий день собраться с силами и сделать новый шаг навстречу изменениям. Тогда с каждым днем постепенно будет становиться легче.

Конечно, адаптация – комплексный процесс, справиться с которым в одиночку очень трудно. Если студент чувствует, что он дается ему непросто или затянулся, то не стоит стесняться обращаться за помощью. В Белорусском национальном техническом университете организована всесторонняя поддержка первокурсников в вопросах адаптации, в том числе психологическая.

– Куда студент может обратиться, чтобы получить поддержку?

–  В БНТУ в состав Центра идеологической и воспитательной работы входит социально-педагогическая и психологическая служба, где каждый студент может получить квалифицированную психологическую помощь. За всеми факультетами вуза закреплены специалисты, которые помогут справиться с различными жизненными ситуациями. Любой обучающийся может прийти к психологу своего факультета по волнующему вопросу, в том числе связанному с адаптацией. Ежедневно к нам обращается множество студентов и получает реальную помощь. В БНТУ соблюдаются все условия конфиденциальности, и ребята получают качественную профессиональную поддержку. Вас не оставят наедине со своими проблемами и сделают все, чтобы вы не чувствовали себя одиноко.

Главное – вовремя обратиться и не затягивать с волнующим вопросом. На консультацию к психологам можно записаться, позвонив по телефонам: +375 (17) 293-95-52, +375 (17) 293-96-79. Специалистов также можно найти в кабинетах 204 и 310а корпуса БНТУ № 13.

Благодарим Ирину Михайловну за содержательное интервью, а первокурсникам желаем получить как можно больше ярких впечатлений и незабываемых воспоминаний от предстоящего обучения в Белорусском национальном техническом университете.

Автор материала: Арина Колесова, пресс-служба Медиацентра БНТУ
Фото: Артем Филипчик

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Вам будет интересно
Новости Times Все новости
12 октября 2024 14:00
«Битва факультетов — 2024»: итоги
Вчера, 11 октября, состоялись финальные игры и торжественная церемония закрытия самого масштабного спортивного соревнования Политеха — «Битвы факультетов — 2024». 
11 октября 2024 13:35
Дан старт приема заявок на «ВидеоRадиус БНТУ – 2024»
С 20 по 28 ноября БНТУ при поддержке Министерства образования проводит ХVIII Межвузовский конкурс студенческих фильмов «ВидеоRадиус БНТУ – 2024».
10 октября 2024 20:10
В БНТУ состоялись семинары-практикумы для кураторов учебных групп
Сегодня, 10 октября, на базе НТП «Политехник» состоялся заключительный семинар-практикум для кураторов учебных групп на тему «Профилактика кризисных ситуаций и суицидального поведения у обучающихся».