Спасибо, мы учтем!
Ошибка?
Привет! Администраторы факультетов и подразделений активно переносят информацию со старого сайта на новый! Всего несколько дней и информация будет актуальна! Если есть предложения по улучшению – пиши:

Университет в лицах: Басалай Григорий Антонович

Университет в лицах: Басалай Григорий Антонович

Мы продолжаем серию интервью с сотрудниками подразделений Белорусского национального технического университета, профили которых будут представлены на Доске почета к 100-летию вуза. Сегодня познакомимся со старшим преподавателем кафедры «Горные машины» факультета горного дела и инженерной экологии Басалаем Григорием Антоновичем.

Григорий Антонович родился в большой дружной семье людей, работающих в колхозе, и стал восьмым ребенком. В детстве ему приходилось много заниматься физическим трудом, но он всегда стремился к получению знаний, активно рисовал, ему даже пророчили профессию художника или архитектора. Окончив Великогатскую среднюю школу Ивацевичского района Григорий Антонович поступил в БНТУ (тогда БПИ), потому что, помимо творчества, всегда интересовался техникой.

Живя в деревне, застал эпохальные события: мелиорацию земель Полесья, повышение урожайности с применением калийных удобрений. Уже тогда я понимал, что ручной труд – изнуряющий и непроизводительный, и так быть не должно: нужна механизация процессов. Получить высшее образование в техническом вузе было для меня мечтой.

Благодаря навыкам рисования студента сразу заметили на кафедре. Уже с первого курса он работал лаборантом (на 0,5 ставки) кафедры «Торфяные машины» и совместно с преподавателями создавал методические пособия, правда, выполнял только техническое оформление. Тогда все делалось вручную, тушью. Эти методички до сих пор можно увидеть на кафедре «Горные машины». 

Уже с первого курса мне было интересно все: увлекался научными исследованиями, точными науками, но не забывал и про литературу, особенно белорусскую.

В годы, когда Григорий Антонович был студентом, в Белорусском политехническом институте работал факультет общественных профессий, на котором можно было обучаться параллельно с основной специальностью. Г. А. Басалай воспользовался этой возможностью и, проучившись два года на вечерних занятиях, получил специальность «художник-оформитель». 

Я много времени уделял творческой деятельности: оформлял стенды в общежитии и на факультете, участвовал в конкурсах и выставках плакатов. Не забывал и про науку: с первого курса готовил научные работы по порошковой металлургии, теоретической механике, теории механизмов и машин и др

К пятому курсу у Григория Антоновича было уже 11 публикаций в сборниках международных студенческих конференций, с десяток грамот и дипломов, в том числе с республиканского конкурса научных работ. Окончив пять курсов, выпускник специальности «Торфяные машины и комплексы» поступил в аспирантуру и параллельно работал младшим научным сотрудником на кафедре. Период обучения в аспирантуре Григорий Антонович вспоминает как один из лучших в его жизни. 

В студенческие годы у меня было очень много забот и почти не было свободного времени: в первую смену – учеба, во вторую – работа лаборантом, а два раза в неделю по вечерам проводили с товарищем эксперименты по научной работе.

А какой у нас был в общежитии № 9 интернациональный коллектив аспирантов из братских республик Советского Союза: Кубы, Сенегала, Колумбии, Вьетнама, Индии, Шри-Ланки, ГДР, Польши, Болгарии, стран Ближнего Востока! Мы по-настоящему переживали друг за друга, особенно во время защиты кандидатских диссертаций, с грустью расставались, когда кто-то уезжал к себе на родину. До сих пор с некоторыми поддерживаем связь.

В общежитии Григорий Антонович познакомился и со своей будущей женой Ириной Анатольевной, которая сейчас работает на кафедре «Инженерная экология» факультета горного дела и инженерной экологии. И даже в этой истории есть своя символичность.

Когда я в 1975 году поступал в БПИ, в Минске начиналось строительство метро, а в день нашей с женой свадьбы в 1984 году состоялось его официальное открытие. Я всегда в шутку говорю, что это в день ознаменования нашей свадьбы. После празднования мы пригласили гостей на экскурсию по первой ветке метро.

Примечательно, что в строительство недавно открывшейся третьей ветки метро Григорий Антонович внес свой профессиональный вклад.

Когда закупили тоннелепроходческий комплекс «Алеся», возникли некоторые технические проблемы, которые я и мои коллеги помогали решать: обосновали возможность стабилизации работы роторного исполнительного органа.

После окончания аспирантуры Григорий Антонович работал в научно-исследовательской лаборатории «Гидропневмосистемы». В 1994 году перешел на кафедру «Горные машины» в качестве старшего преподавателя. В числе дисциплин, которые он преподает, торфяные машины, буровые работы, проектирование горных машин и оборудования и др. 

Одной из своих задач Григорий Антонович ставит вовлечение студентов к научным исследованиям и творческим разработкам. Под его руководством обучающимися было опубликовано свыше 90 работ в научных сборниках и периодических журналах. В соавторстве со студентами на новые разработки получено более 20 патентов Республики Беларусь. Также Г. А. Басалай в 2016 году получил звание лучшего куратора БНТУ. 

Для меня очень важен тесный контакт со студентами: я изучаю группу, запоминаю их имена, потому что не люблю обращаться по фамилии. Бытует мнение, что студенты сейчас не те. Да, они другие – современные, информированные, многогранные. При этом считаю, что каждый человек – личность, и у преподавателя к каждому нужен индивидуальный подход. Некоторые скажут: это невозможно, их много. Однако, как показывает опыт, все возможно, если быть в этом заинтересованным.

Григорий Антонович также возглавляет студенческое научно-творческое бюро «Горняк». 

Это мое профессиональное творческое хобби, я без этого просто не могу. Пытаюсь приобщить студентов к научным исследованиям как можно раньше. Для достижения значимого результата мой средний период творческой работы с ними составляет 1,5–2 года. Я ставлю для них конкретную задачу и ориентирую, какой должен быть результат. При этом мы не стремимся за наградами, мне важно, чтобы студент понял, что он способен сделать что-то новое в своей области – горного дела или инженерной экологии.

Важно отметить и мнение Григория Антоновича, что студенты должны работать группами. 

Если заниматься индивидуально, то интерес у студента быстро пропадет. Им нужно общаться, обсуждать идеи, потому что у них нет опыта. Хорошо, когда в группе два–четыре человека, но при этом каждый должен отчитываться о проделанной индивидуально работе. Еще важно объединять в одной команде студентов разных специальностей: к примеру, мы в одну команду набирали механиков и экологов, экологов и теплоэнергетиков. Результаты – неоднократные победы на Международном форуме-конкурсе «Актуальные проблемы недропользования».

Отметил старший преподаватель и то, что сейчас необходимо модернизировать учебный процесс: на смену традиционным лекциям должно прийти что-то новое. Каждый преподаватель должен самосовершенствоваться вместе со студентами. 

У меня есть некоторые мысли, например оформить результаты научных исследований со студентами в виде научно-методических презентаций для использования преподавателями на лекциях, практических занятиях и при выполнении лабораторных работ по горным машинам и оборудованию. 

– БНТУ скоро отметит свое 100-летие. Что бы Вы пожелали студентам?

Во-первых, хочу поделиться с ними своим девизом, которого придерживаюсь со студенчества: «Все начинается с интереса и развивается повседневным упорным трудом».

 А пожелания самые простые: всем здоровья, творчества и процветания родного Политеха!

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Вам будет интересно
Все новости Новости для сми