Спасибо, мы учтем!
Ошибка?
Привет! Администраторы факультетов и подразделений активно переносят информацию со старого сайта на новый! Всего несколько дней и информация будет актуальна! Если есть предложения по улучшению – пиши:

«Я периодически объясняла что-то одногруппникам, но предложение стать преподавателем для меня было неожиданным». Интервью с молодым преподавателем БНТУ

«Я периодически объясняла что-то одногруппникам, но предложение стать преподавателем для меня было неожиданным». Интервью с молодым преподавателем БНТУ

За время учебы мы встречаем на образовательном пути десятки преподавателей: кто-то посвятил всю свою трудовую и научную деятельность Белорусскому национальному техническому университету, работая здесь на протяжении более полувека, а кто-то только начинает свой профессиональный путь. Часто после получения диплома выпускники стремятся попробовать себя за пределами альма-матер, но некоторые остаются.

Анастасия Дмитриевна Пенкина как раз из их числа. В июне 2020 года она окончила машиностроительный факультет, защитила дипломный проект и осталась работать в вузе. Свое первое рабочее место она получила на кафедре «Технологическое оборудование» в должности стажера-преподавателя. Поговорили с ней о сложности работы со студентами, об отношении к ней коллег и зарплате молодого специалиста.

– Анастасия, расскажите, какой студенткой Вы были и как проводили свободное от учебы время?

– Во время учебы старалась, чтобы количество долгов под конец семестра было минимальным, правда, сделать это удавалось не всегда. Одно из основных требований к студентам – посещать пары – я исполняла точно, пропускала крайне редко. В период учебы время я периодически объясняла что-то одногруппникам: как построить, спроектировать, но желания обучать вместе с тем никогда не возникало.

В свободное от учебы время занималась рисованием и кэндо, также играла в волейбол и шахматы. На хобби оставляю время и сейчас.

Для справки: кэндо (яп.) – 1. Спортивный вид японского фехтования на бамбуковых мечах; участники выступают в панцирях, масках с металлической сеткой и перчатках. 2. Самурайское искусство владения мечом.

– Как получилось, что Вы стали преподавателем после получения диплома?

– Заведующий кафедрой предложил мне остаться в университете и поработать преподавателем. Я подумала, почему бы и нет. Планирую после года работы на кафедре, получив стаж работы, поступить на заочное отделение магистратуры, продолжая проходить двухгодичную отработку в должности преподавателя.

– А куда распределились Ваши одногруппники?

– В основном они работают на предприятиях технологами или конструкторами.

– Часто студенты, проходя летние практики на предприятиях, там же остаются получать первый опыт работы, а где были Ваши практики?

– Летние практики обычно проходили на предприятиях/заводах. Начиная с третьего курса, нам давали тему исследования. После этого мы шли на предприятие, собирали необходимую информационную базу и предоставляли отчет руководителю практики.

– Какие предметы Вы ведете у студентов?

– Пока только лабораторные и практические работы по таким дисциплинам, как «Математическое моделирование оборудования и инструмента», «Информационные технологии в машиностроении», «Основы научных исследований и инновационной деятельности», «Проектирование инструментальных систем», «Автоматизация инструментального производства и автоматическое управление процессами и системами». Проводить лекции я пока не могу.

– Расскажите о своем первом дне в университете в статусе преподавателя.

– Первый день был очень волнительным. Я понимала, что сейчас придет много студентов и нужно будет провести занятие, но вместе с тем буквально три месяца назад я сама сидела на парах и слушала преподавателей. Также боялась, что не смогу ответить на возможные вопросы студентов. По истечении некоторого времени это перестало быть проблемой.

– Что именно Вам нравится в работе преподавателя?

– Возможность заниматься научной деятельностью. Я могу пользоваться расчетными программами на кафедре и обращаться с вопросами к более опытным преподавателям, а также писать научные статьи, диссертацию и стремиться к получению научного звания. К слову, недавно принимала участие с докладом в Белорусско-Китайском молодежном инновационном форуме «Новые горизонты – 2020».

– А какие минусы можете отметить в работе?

– Есть неудобства с расписанием. К примеру, в пятницу у меня график работы с 10:00 до 19:00. Это пять пар подряд без форточек. Правда, такие напряженные дни бывают не всегда. 

– Что входит в Ваши обязанности?

– Помимо проведения пар, преподаватели должны заниматься учебно-методической работой. В нее входит исследовательская и научная деятельность, а также написание методических пособий для студентов. Еще за мной закреплены две группы, в которых я являюсь куратором. Нужно следить за посещением студентами занятий и решать возникающие у них вопросы. В неделю работаю 36 часов, включая субботу.

– Устраивает ли Вас заработная плата? Какие есть преимущества при начислении зарплаты у молодого специалиста при работе преподавателем?

– Зарплата меня устраивает. В течение двух лет после окончания вуза ты получаешь надбавку как молодой специалист, здесь не имеет значения, пошел ты работать на кафедру или на предприятие. 

– Вы лояльный или строгий преподаватель?

– Я не требую от студентов больше, чем они должны знать по программе. Если студент выполняет лабораторную или практическую работу дома, потом прошу его рассказать, как он построил тот или иной элемент, ответить на мои вопросы. Если он сможет ответить, то я буду знать, что студент выполнил работу самостоятельно, если нет, то буду принимать дополнительные меры. 

– Важно ли писать конспекты на парах?

– Да. К примеру, я иногда пытаюсь найти информацию по станкам в интернете. Однако по запросу в поисковике мне предлагают его купить, а мне нужно знать его принцип работы, главные и вспомогательные движения. Как раз таки на лекциях и дают всю эту информацию. Поэтому не стоит пренебрегать посещением пар и ведением конспектов. Наверняка в процессе работы эти знания пригодятся.

– Как к Вам относятся студенты?

– Как и к любому преподавателю кафедры. Большинство регулярно посещают пары, некоторые уже защитили все лабораторные. На занятиях студенты в основном работают самостоятельно, в случае возникновения проблемы задают вопросы.

– А как отнеслись коллеги к Вашему появлению?

– Педагогический состав на кафедре хороший, меня тепло приняли. Помогают при возникновении сложностей, могут что-то объяснить, если не понимаю.

– Вы готовитесь перед парами?

– С одной стороны, кажется, что раз ты уже не студент, то не нужно готовиться к парам. Однако, будучи преподавателем, мне нужно дополнительно повторить материал перед парами. Если появляются вопросы, могу обратиться к более опытным преподавателям, чтобы они пояснили какой-либо момент. Стараюсь досконально изучить материал, чтобы в случае необходимости ответить на вопросы.

– Посоветовали бы студентам, которые скоро будут выпускаться, попробовать себя в роли преподавателя в университете?

– Преподавание – хорошее направление для начала профессионального пути. Если у вас есть какие-то задумки в научной сфере, их можно будет воплотить. Ведь, чтобы стать преподавателем, нужно иметь желание развиваться в научном плане.

– Планируете продолжать работать в вузе или ищите другие варианты?

– Надеюсь, что за эти два-три года я определюсь, хочу ли продолжать работать преподавателем или нет.

Таким образом, преподавание в вузе будет отличным шансом для тех, кто хочет развиваться в научном плане. Так как где, как не в университете, вы сможете получить поддержку опытных специалистов, глубокие знания в выбранной сфере, а также необходимое оборудование для научных исследований. Работа со студентами поможет улучшить коммуникативные навыки и устранит страх выступлений на публике. К тому же молодому специалисту обучать студентов будет легко и весело, ведь совсем недавно он и сам вышел со студенческой скамьи.

Желаем Анастасии успехов в работе и желания развиваться в выбранном направлении дальше!

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Вам будет интересно
Все новости Новости для сми