Конус обучения Эдгара Дейла. Как эффективно обучать студентов?

Конус обучения Эдгара Дейла. Как эффективно обучать студентов?

Американский педагог Эдгар Дейл в 1969 году пришел к выводу, что прослушивание лекций и прочтение тематической литературы – наиболее неэффективный способ для изучения чего-либо. Для того чтобы материал надежно отложился в голове, нужно обучить ему других людей или использовать его в своей жизни. 

Так, Эдгар Дейл передавал одинаковые знания своим ученикам, но делал это различными способами, а после оценивал степень их освоенности. Проведя эксперимент, он создал конус обучения, который отразил методики обучения по степени их эффективности, а спустя время его последователи вычислили процентные данные. В данном материале мы рассмотрим все методики и выработаем лучшую тактику по овладению дисциплинами.  

Как показывает практика, двигаясь от вершины конуса к основанию, можно основательно изучить любую, даже очень сложную, тему.

При прочтении книг и методичек запоминается 10 % информации

По результатам исследования, всего 10 % прочитанной информации сохраняется в мозге. Через промежуток времени вы сможете описать и пояснить отдельные моменты материала, не более. Поэтому если вы хотите успешно сдать экзамен или овладеть определенной дисциплиной, чтение – минимум, с которого нужно начать.

Лекции/аудиокниги – 20 % на пути к овладению информацией

Лекция в вузе без использования мультимедии позволит студентам освоить материал всего на 20 %. Прослушивание аудиокниги даст тот же результат. Тем не менее такой способ более эффективен, чем чтение, потому что воображение в этом случае активизируется в большей степени. 

Презентации, фото и видео в три раза эффективнее, чем обычное чтение 

Многие преподаватели уже оценили результативность такого метода обучения и приносят на пары мультимедийный проектор. Показ инфографики, диаграмм и различных иллюстраций позволяет студентам с наибольшей эффективностью запоминать материал. Так, если вы пропустили пару, постарайтесь найти видеоурок на YouTube или посмотрите документальный фильм, это будет намного полезнее, нежели вы просто прочитаете тему в методичке.  

Практические или лабораторные работы – это только полдела

Смотря на реальный образец (прибор, механизм и т. д.) или наблюдая за конкретными действиями (демонстрация работы с прибором), студенты освоят материал на 50 %. После этого можно начинать применять знания на практике или выполнять конкретные задания.

Боитесь дискутировать или выступать с речью на публике? Однако это на 70 % поможет запомнить материал

Студент, который проговорил что-то самостоятельно, запоминает информацию намного лучше, чем если просто прослушает ее. Лекцию можно организовать в формате дискуссии с одногруппниками. Задавайте вопросы, предлагайте свое мнение и оспаривайте отличное от него, такой формат позволит на 70 % запомнить рассматриваемый материал. 

Театрализованное выступление – успех запоминания – 90 %

Имитация реальной деятельности и выполнение конкретных действий на практике позволит перейти на новый уровень анализа, разработки, создания чего-либо в выбранной сфере. С помощью этого метода в голове сохранится 90 % материала.

Таким образом, чтобы лекции проходили не только интересно, но и эффективно, их можно проводить с использованием мультимедийного оборудования, совмещая зачитываемый материал с дискуссиями студентов и их выступлениями с докладами. В конце занятия материал можно отработать в формате театрализованного выступления, имитируя реальную профессиональную деятельность, или же применить знания на практике, конкретном оборудовании. 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Вам будет интересно
Все новости Новости для сми