Спасибо, мы учтем!
Ошибка?
Привет! Администраторы факультетов и подразделений активно переносят информацию со старого сайта на новый! Всего несколько дней и информация будет актуальна! Если есть предложения по улучшению – пиши:

«Не нужно тебе экспериментировать со специальностью, иди лучше учиться на строительный факультет в Белорусский политехнический институт»

«Не нужно тебе экспериментировать со специальностью, иди лучше учиться на строительный факультет в Белорусский политехнический институт»

Мы продолжаем нашу рубрику «Интервью с интересным преподавателем». На этот раз по опросу в @bntu одним из лидеров стала заведующая кафедрой «Экономика, организация строительства и управление недвижимостью» Ольга Сергеевна Голубова. Поговорили с ней о поиске себя, студенческих годах, современных жилых комплексах, новом типе студентов и о многом другом. 

– Ольга Сергеевна, с чего начинался Ваш путь в Белорусском национальном техническом университете? 

– Когда я еще училась в Политехнической гимназии Минска, моя мама очень хотела, чтобы я стала доктором. Хотя она, как и большинство родственников, была связана со строительной сферой: папа занимался гидротехническим строительством и работал на кафедре «Экономика строительства», мама окончила специальность «Промышленное и гражданское строительство» на строительном факультете Белорусского политехнического института (БПИ; сейчас БНТУ), дядя и двоюродные сестра и брат тоже строители. Однако я решила стать доктором, поэтому подала документы в медицинский институт. В аттестате были одни пятерки, за исключением русского языка (по этому предмету – четыре балла). Такая большая трагедия была, когда узнала, что не прошла по конкурсу...

Тогда папа и сказал мне: «Не нужно тебе экспериментировать со специальностью, иди лучше учиться на строительный факультет в Белорусский политехнический институт».

Так и сделала. Дневная форма обучения была уже закрыта, поэтому подала документы на вечернее отделение на специальность «Промышленное и гражданское строительство». Первый год училась и работала в Научно-исследовательской части БПИ (НИЧ БПИ). Потом перевелась на дневную форму и поменяла специальность на «Экономику и организацию производства».

Тем не менее долго расстраивалась, что из меня все-таки не получится доктор, но со временем поняла, что судьба лучше знала, что мне нужно в жизни. Сравнивая мою нынешнюю деятельность, которая базируется на трех направлениях (преподавательском, экономическом и строительном) и медицину, прихожу к выводу, что сейчас не раздумывая выбрала бы первое. Дело в том что медицина – очень здорово, но работать с молодыми, позитивными, здоровыми ребятами гораздо лучше. Считаю, что судьба своим зигзагообразным путем привела меня к тому, что мне и нужно было, но в то время я об этом не подозревала.

– Почему Вы решили перевестись со специальности «Промышленное и гражданское строительство» на «Экономику и организацию производства»?

– Когда поступала в институт, экономика была более элитным направлением. Кроме того, в то время я была не очень определившимся человеком, а все с кем общалась советовали идти именно в экономическую сферу. А еще эта специальность была более девичьей: на всех других направлениях строительного факультета в группах было больше парней.

– Какой Вы были студенткой?

– Как школьницей, так и студенткой отличалась исполнительностью. У меня был технический склад ума, любила чертить, и не только карандашом, но и тушью на кальке. Даже после того как ушла из НИЧ, работала в лаборатории – чертила детали машин. Помню, что у меня было несколько профессиональных чертежных наборов рапидографов с немецкой тушью, готовальни, лекала.

Ксерокса в то время не было, поэтому мои чертежи отснимали и публиковали в учебниках как иллюстрации. Сегодня другие технологии, но тогда меня это очень интересовало и увлекало.

Другой любимой учебной дисциплиной в университете была высшая математика, помогала с ней всей группе.

А еще помню: Новый год, а я засыпаю с конспектом в руках. Все гуляют, а у меня экзамен назначен на 2 января.

Занятия не пропускала и всегда сидела с подругой на первой парте. Если даже, например, садились за третью, то все равно весь поток сидел за нами. Преподаватели часто обращались с вопросами именно к нашей парте, а нам, в свою очередь, было стыдно чего-то не знать. Работая на парах, получала большую часть знаний. А то, что было непонятно, могла узнать дома у папы или в его учебниках, с которыми ходила на пары. 

– У Вас целая семейная династия в БНТУ, а мужа Вы случайно не здесь встретили?

– Да, муж окончил автотракторный факультет БПИ. У нас были такие каноны: оканчивая университет, девушка уже должна была определиться со всеми основными направлениями своей жизни. Помню, что на пятом курсе свадьбы игрались практически на каждой неделе.

Замуж я также вышла на последнем курсе, а когда поступила в аспирантуру, ушла в декрет. Ушла в советское время, а после рождения двух детей вышла на этапе рыночной экономики. Сначала было трудно – экономика в корне изменилась, но постепенно освоилась и во всем разобралась.

– Ваша дочь – Наталия Александровна Григорьева – тоже преподает на кафедре «Экономика, организация строительства и управление недвижимостью». Скажите, она как и Вы испытывала влияние со стороны родственников при выборе профессии?

– Знаете, обычно дети приходят к родителям на работу, и мои тоже приходили в БНТУ. Оценивали масштабы поточных аудиторий в корпусе № 15, ездили в детский оздоровительный лагерь от университета, посещали спортивные секции, бассейн. Университет занимал большое место в их детстве. Кроме того, когда пришло время выбирать вуз, строительная отрасль и экономика строительства были очень популярны, тогда на строительный факультет хотели поступить все.

К слову, экономика строительства – направление, которое поможет реализоваться в любых организациях: служба заказчика, любая экономическая деятельность, строительная деятельность, оценка недвижимости. Она дает хорошую путевку в жизнь: ты можешь выбрать сферу прикладного применения своих знаний. Дочь понимала это направление, также окончила политехническую гимназию, поэтому специальность также выбрала быстро.

– Все студенты, у которых Вы были преподавателем, отзываются о Вас самым лучшим образом. Вы делитесь полезными ссылками, приглашаете на форумы и конкурсы, угощаете пирогами на перерывах. Расскажите, что для Вас значат ученики?

– Я считаю, что у меня очень хорошая профессия: она является очень важной и вместе с тем приносит много позитива. Я люблю всех студентов: и отличников, и тех, кто с чем-то не справляется, потому что они учатся и имеют право чего-то не знать, хотеть большего. Они – будущее строительной отрасли и страны в целом. Я люблю приходить к ребятам и не заставлять их что-то выучить, а именно объяснять, что они могут сделать в будущем и в чем будет заключаться их профессия. Они же, в свою очередь, слушают меня с вдохновением, вовлеченные в учебный процесс, и не работают из-под палки. К слову, на парах я не замечаю течение времени и сразу говорю студентам: «Уважаемые, вы мне должны говорить, когда будет перерыв, потому что если звонок не звонит, то я не знаю, когда пора останавливаться».

Я определяю свою миссию как преподавателя в том, что мы должны не просто давать какие-то конкретные цифры, формулы или шаблоны, а именно научить человека мыслить, чтобы он мог развиваться и двигаться дальше. И участие в различных конференциях, форумах и курсах дает студентам возможность увидеть мир шире.

– Расскажите про забавные или трудные ситуации, что возникали у Вас на работе.

– Сразу приходит в голову ситуация из поточной аудитории корпуса № 15, когда на меня начала падать доска. Я тогда поворачивала одну из створок и поняла, что она начинает падать. Честно, я растерялась, но студенты быстро среагировали и спасли меня. Я была им очень благодарна. Был еще случай и тоже в поточной аудитории корпуса № 15. Начался пятиминутный перерыв, и студенты побежали к двери, а дверь заклинило, и она не открывалась. Я понимала, что начнется давка, потому что люди бегут сверху вниз и им сложно будет остановиться. Тогда я начала кричать: «Стоять!» Ребята также поняли сложность ситуации. Все закончилось хорошо, никто не пострадал. Однако выйти из аудитории мы смогли лишь на следующем перерыве, когда пришел слесарь.

– По Вашему мнению, идеальный студент и преподаватель, какие они?

– Идеальный студент – это студент, который пришел учиться и хочет действительно стать квалифицированным специалистом. Иногда в процессе обучения человек начинает тухнуть, говорить, что это не его и ему трудно учиться, тогда ему нужно помочь разобраться в себе. Ведь обучение – достаточно тяжелый труд.

Идеальный преподаватель – специалист в своем деле. Есть три вида компетенций: профессиональная, личностная (чтобы студенты тебе верили, ты должен обладать определенными личностными характеристиками) и управленческая характеристика. Помимо того, что нужно быть специалистом, позитивным человеком, преподаватель должен уметь вести за собой людей. Менеджерские навыки во многом определяют профиль идеального преподавателя.

Важно, чтобы преподаватели активно взаимодействовали с производственной сферой, чтобы понимать, для кого мы готовим выпускников и что конкретно они должны будут делать на своих рабочих местах.

Вы встречались с перегоранием на работе? Как этого избежать и оставаться продуктивным долгое время?

– Человек не может постоянно быть в высоком тонусе. Иногда бывают ситуации, когда кажется, что ничего не получается. Это происходит из-за каких-то мелких коллизий, несостыковок в расписании и работе, ситуаций, когда студенты не сдают «хвосты». Тогда начинаешь думать, что эта работа делается зря. Каждый человек нуждается в осознании того, что его работа кому-то нужна и приносит пользу, а если ты занимаешься чем-то бессмысленным, что не приносит пользы, то на эмоциональном уровне это не может удовлетворить. Учитывая то, что у нас основная масса студентов пришла учиться специальности, хотят получить знания и достойное место работы, то я свою работу считаю полезной. У нас прекрасный коллектив студентов и преподавателей. Студенты всегда рады помочь мне, а я им. 

Если бы Вы все-таки не выбрали сферу строительства и преподавания, в каких еще областях себя видите?

– Я совершенно спокойно могла бы работать в программировании. Для меня базы данных, коды и числа это как разгадывание кроссвордов: берешь массивы информации и выстраиваешь из них определенную конструкцию. Меня не напрягает такая рутинная работа. В молодости, к примеру, могла часами вышивать крестиком, а в стройотряде всегда чистила картошку: это никому не нравилось, а мне было не трудно. В процессе однотипной работы я думаю о чем-то своем и параллельно вижу результат работы.

Также если бы я была врачом, то скорее всего физиотерапевтом, так как мне интересна работа с техникой, приборами.

Чем Вы занимаетесь во внерабочее время?

– Мы с семьей достаточно много путешествуем. Если дочке нравится туризм (остановиться где-то с палатками на ночь), то я привыкла к более комфортному отдыху. Хотя и на горы поднималась и с парашютом прыгала. Хотелось бы заняться дайвингом. Такая активность мне тоже очень интересна. А вообще многие хобби остались в прошлом. Сейчас основное время «съедается» работой, к сожалению, и выходные тоже.

У нас есть кот и пес, и это прекрасно. Когда вечером выходишь с собакой на прогулку, это перезаряжает, то же относится и к работе на даче. Я люблю полоть: вырываешь траву, и вся негативная энергия уходит, при этом параллельно наводишь порядок в мыслях. Также уже много лет хожу в бассейн два раза в неделю.

– Как Вы считаете, женщинам в строительной сфере есть место? К примеру, могут ли они работать прорабами? 

– Наши природа и общество дуалистичны. В жизни присутствуют гендерные отличия, и это нормально.

В любом случае прорабом на стройке могут работать как мужчины, так и женщины, но для этого нужно иметь определенный характер.

Мы же все понимаем, что строительная площадка – сложный производственный процесс, где и грязь, и переменчивые атмосферные условия, и сложный контингент рабочих и т. д. Конечно, есть женщины, которые прекрасно с этим справляются. Однако наш пол, как мне кажется, более домашний и чаще всего выбирает комфортные условия работы. Лично я считаю, что строительная площадка – это все же более мужское дело. Вместе с тем есть мужчины, которые работают сметчиками, экономистами, и прекрасно справляются с этим.

К слову, я видела настоящих прорабов. Человек заходит в помещение – ему дышать нечем. Он стремится на улицу, на простор, там он руководитель. А в офисе что? Бумаги заполнит, чай попьет, анекдот расскажет, но будет смотреть в окно, как волк в лес. Ему важен практический результат работы, а не комфортные условия в офисе.

– Вы говорили, что часто путешествуете, а возникала мысль переехать в другую страну?

– Я бы не хотела куда-то уезжать из Беларуси. В 20 лет, когда ты только начинаешь жить, легкий на подъем, можно рискнуть, но с возрастом больше дорожишь привычками, кругом общения, который сформировался за многие годы. Даже если ты переедешь куда-то с родственниками, то все равно не сможешь перенести туда атмосферу родного города. Мои родители здесь учились, я здесь родилась, училась в школе, университете, работаю – все прошло буквально на нескольких улицах. Путешествовать можно везде, а в родном городе известна каждая тропинка, каждое дерево, ты помнишь, где жили друзья и одноклассники, вспоминаешь, как тут играли в казаки-разбойники, а теперь здесь построили многоэтажный дом и живут люди…

– Если проводить параллель между Республикой Беларусь и зарубежьем, то чего Вам здесь не хватает? 

– Когда я была ребенком, мы росли во дворе и приходили домой только спать. С утра до вечера играли в выбивалы, ездили на велосипедах, сидели на скамейках, бегали по пустырям. Собирались «шоблой» (группа одноклассников, друзей, которые подключились во время прогулки. – прим. автора) и росли в этом дворовом пространстве своим сообществом. У меня была подружка, которая каждый день звонила и говорила: «Ты уже математику сделала? Тебе 5 минут на русский и выходи!» Мы всегда были в компании, в живом обществе. А сейчас люди уединились и сидят в интернете.

В этом плане меня поразил город Санья на острове Хайнань, Китай. В конце рабочего дня, когда спадает жара, весь город выходит танцевать.

И пенсионеры, и молодые люди выходят в парк и танцуют, показывают какие-то трюки, общаются. А когда мы с мужем в нашей стране 1 января вышли погулять в город, можно было крикнуть «ау» и услышать эхо, настолько было пусто на улицах. У нас нет культуры взаимодействия, люди не имеют таких традиций: выходить вечером после работы, гулять и общаться. Так, к примеру, распространено в Польше и Австрии, когда вечером идут гулять в город. Однако я вижу улучшения: все чаще появляются микрорайоны, которые создают благоприятную среду для людей. Там просто хочется больше общаться друг с другом, а не сидеть дома. 

– Можете привести примеры таких застройщиков, которые создают благоприятную среду для людей? 

– Мой район является для меня самым близким, с точки зрения проживания. Если смотреть под профессиональным углом, мне импонирует группа компаний «А-100 Девелопмент». Они создают комплексные районы, которые предусматривают среду обитания, когда человек ограничивается не только пространством квартиры. Человек получает комфортное взаимодействие с окружающей средой и соседями. Это делает людей более консолидированными, дружными, общительными.

– Кто для Вас был кумиром в детстве и сейчас? 

– В детстве – подружка, она была живее, активнее, заряжала меня энергией, и я к ней тянулась. В более зрелом возрасте старалась равняться на родителей, потому что начинала осознавать, что их путь был гораздо более сложным. Мой дедушка погиб на войне, когда моему отцу было пять лет. В тот момент бабушка с пятью детьми осталась без поддержки и опоры. После войны они создавали все с нуля, и это сформировало их характеры. 

Сейчас могу отметить, что Людмила Константиновна Корбан, доцент кафедры «Экономика, организация строительства и управление недвижимостью», для меня и многих моих коллег является эталоном. У нее четкая жизненная позиция, которая помогает ей разделять главное и второстепенное. Когда мне нужен совет, я всегда обращаюсь к ней.

–  Вы преподаете в университете более 20 лет, как со временем изменились студенты? 

– Когда я пришла работать в университет после двух декретных отпусков, уже тогда было понятно, что современные студенты отличаются от тех, какими были мы. Мы выросли в Советском Союзе, где была другая идеология: «Партия сказала надо, комсомол ответил есть!» В первую очередь мы думали о родине, а потом уже о себе, была строгая дисциплина. В самом начале моей преподавательской деятельности в 1996 году студенты уже могли себе позволить сказать «нет». Когда мы были студентами, то с чем-то не согласиться с преподавателем не могли. Могли подумать, обсудить между собой, но сказать взрослому статусному человеку, что мы с ним не согласны, – такого не было.

Со мной была такая ситуация: я вела лекцию, диктовала определение, а одна из моих студенток показала мне телефон и сказала, что в Википедии дается другое толкование.

Да, определений существует тысячи и преподаватель должен быть готов, что его суждение может быть поставлено под вопрос. Тогда нужно думать, как следует это разъяснить. Сегодня для нас в порядке вещей, когда молодежь проверяет информацию, а не просто записывает под диктовку и верит на слово. Также заметила, что студенты стали более автономными, они не имеют такой консолидированности и сплоченности, которая была 10–15 лет назад. Это настораживает, потому что человек – существо социальное и в коллективе одному тяжело. Сейчас в группах ребята даже не всегда поздравляют друг друга с днем рождения, уже не говоря о том, чтобы вместе собраться на какое-то мероприятие вне университета. Это уже другой тип студентов. Они все личности, но на мой взгляд им не хватает общности.

Строительство – коллективный вид деятельности. Свободным от общества быть нельзя. 

Я всегда советую ребятам дружить, потому что потом в профессиональной сфере они будут друг с другом работать, будь то в роли заказчика, подрядчика, проектировщика и т. д., будут пересекаться в разных ролях и ситуациях, и дружба позволит им искать точки взаимодействия.

–  Как стать востребованным специалистом? Ваши советы студентам. 

– Все просто – ничего не бойтесь! Когда мы уже вручаем дипломы, я всегда говорю своим студентам одну и ту же фразу:

Вы учились пять лет. Мы многократно испытывали вас на прочность: зачеты, курсовые, экзамены. Вы справились. Значит, можете решать все поставленные перед вами задачи. И в будущем вы можете добиться всего, чего захотите, и ограничением являетесь только вы.

В профессиональной деятельности не бойтесь нового и непонятного, ведь все знать невозможно, поэтому люди друг с другом и взаимодействуют, разбираются вместе. Не бойтесь сложных вызовов и новых технологий, серьезных объектов и иностранных партнеров – смело идите вперед. Когда вы это преодолеете, как спортсмен, который пробежал дистанцию, или скалолаз, который взобрался на гору, поймете, что способны достигать того, на что другие и не замахиваются. Поэтому смелее идите вперед и все будет хорошо. 

Мы поздравляем Ольгу Сергеевну Голубову с днем рождения! Желаем вдохновленных студентов, неугасающего желания развиваться в своем профессиональном направлении, крепкого семейного счастья и всего самого наилучшего!

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Вам будет интересно
Все новости Новости для сми