Заведующий кафедрой «Геотехника и строительная механика» с полувековым стажем преподавания. Интервью с Борисевичем Арсением Александровичем

Заведующий кафедрой «Геотехника и строительная механика» с полувековым стажем преподавания. Интервью с Борисевичем Арсением Александровичем

В БНТУ насчитывается около 1600 преподавателей, воспоминания о некоторых проходят бесследно на следующий день после сдачи зачёта или экзамена, но есть те, которые оставляют след не только в науке, но и в памяти студентов надолго. Одним из таких преподавателей и является профессор, доктор технических наук Борисевич Арсений Александрович, который отдал уже 52 года строительному факультету и БНТУ, 40 лет из которых он руководит кафедрой «Строительная механика», с 2019 года кафедрой «Геотехника и строительная механика». Преподаватель, который никогда не опаздывает, всегда поддержит на экзамене и укажет на ошибку, включит расслабляющую музыку на контрольной и быстро ответит по электронной почте в случае чего. Все знают его как профессионала своего дела, преподавателя дисциплины Строительная механика, который разложит сложную, на первый взгляд, задачу по полочкам и всё будет предельно ясно. Но никто не знает, какой на самом деле это душевный и свой человек.

Мы поговорили с Арсением Александровичем о студенческих годах, начале профессорского пути, электронной технике, кумирах, любимых книгах и многом другом. После этого материала вы по-другому воспримете своего преподавателя или заведующего кафедрой!

Мы мечемся: работа...быт...дела...

Кто хочет слышать — всё же должен слушать...

А на бегу — заметишь лишь тела...

Остановитесь...чтоб увидеть душу.

                                                                                                                        Эдуард Асадов

— БНТУ в 70-е годы и сейчас: расскажите, изменился ли процесс обучения и подход студентов к учёбе? 

 У студентов послевоенного времени главной чертой характера являлось, в основном, трудолюбие. Не было того числа «степеней свободы», которым обладают нынешние студенты. Ныне существует много интересных направлений. Сегодня студенты, в этом смысле, более продвинутые, нежели студенты той поры.

В то время строительную механику выполняли в ручном режиме: а это было 12 расчетно-графических работ формата А1, по 4 работы в семестр для специальности «Мосты, транспортные тоннели и метрополитены» и 10 расчетно-графических работ для специальности «Промышленное и гражданское строительство». Основательно прорабатывались все темы. После этого студент приходил к преподавателю и отвечал на все заданные ему вопросы. Кроме того, надо было решить задачки, которые ему подбрасывал педагог.

Когда мы перешли на 4-хлетнее обучение, студенты, изучая строительную механику в течение двух семестров, выполняют две расчётно-проектировочные работы за весь курс обучения. Конечно же, они не могут прочувствовать глубину всех этих расчетов и понять особенности напряженного или деформированного состояния конструкции.

Бывает, когда студенты пропускают по 20-30 учебных часов. В этом случае надо вспомнить, для чего вы поступали в университет. А поступали для того, чтобы получить знания и звание «инженер».

— Расскажите о вашем самом сложном периоде на кафедре.

 Состав кафедры постоянно менялся, особенно после развала СССР. Это было тяжелое время в вузе, когда надо было выживать. В тот период образовалось «поле чудес» из республик бывшего СССР. Была разруха, в том числе и в головах людей. Очень многие способные молодые люди, на которых кафедра возлагала надежды, ушли в бизнес и в коммерческие организации. Тогда говорили о больших заработках на стороне, и кто-то сразу помчался за рубеж, оставшись жить там же. Кто-то не бросил родину и последовал известному: «Не нужен мне берег турецкий и Африка нам не нужна». Со временем мы постепенно собрали коллектив. Остались люди, которые «застолблены» здесь. Я знаю, эти трудности пережили многие, в том числе и руководство университета. Но всё же совместными усилиями мы это преодолели.

— Вы работаете в БНТУ более 50 лет, расскажите о своих первых годах в университете, как вы начинали свой путь профессора?

 Я поступил в Политехнический институт им. Сталина на строительный факультет в 1956 году, специальность «Промышленное и гражданское строительство». Вступительные экзамены были по шести предметам: устная и письменная математика, физика, русский язык, черчение и рисование. Был старостой группы. В 1967 году я окончил аспирантуру Московского горного института, защитился и в январе 1968-го года прибыл по направлению в БНТУ.

После горного института можно было распределиться в любую точку России. Мой научный руководитель говорил: «Хотите, пойдем сейчас в Министерство образования, попросим для вас любое место для распределения?». Я отвечал: «Не надо, хочу в Минск». Мои родители — белорусы — жили в деревне, меня тянуло в родные края. 

Зачислен на кафедру в должности ассистента я уже «остепенённый», через полгода меня перевели на должность старшего преподавателя, а потом и на должность доцента. Заведующим кафедрой в то время был Фёдор Иванович Анищенко. Он любил устраивать открытые занятия. Говорил: «Вы проведите лекцию, я может быть зайду послушать». И он всегда приходил и слушал. Теперь можете себе представить, когда заведующий кафедрой приходит на лекцию начинающего ассистента? Конечно, было большое волнение, нечего сказать. Но мы, молодые преподаватели, выходили из этой ситуации достойно.

Открытая лекция Борисевича Арсения Александровича

На кафедре было очень доброжелательное отношение. Это помогало мне в тяжелой работе по овладению механикой, для которой требовалась постоянная вдумчивая работа. Это не художественная литература, тут над одной страничкой можно просидеть очень долго. Можно много раз возвращаться к самому началу материала и снова всё обдумывать. Научные исследования всегда начинаются с того, что ты берешь элементарную задачу и проверяешь свои мысли и идеи, которые ты хочешь реализовать. 

— Каким вы были преподавателем в начале своей деятельности и сейчас, изменился ли ваш подход к студентам?

 В те молодые годы я был очень требовательным преподавателем. К этому меня приучили, когда я был в аспирантуре в Москве. Там мы принимали зачёты и экзамены жёстче, чем сейчас. Теперь я стал более вдумчивым к состоянию студента. 

Среди московских вузов славилось Бауманское училище, там были очень суровые требования. Если в Бауманке кого-то отчисляли, то другие вузы с удовольствием брали их к себе.

В аспирантуре я запомнил выражение нашего доцента кафедры: «Ну что у нас за студенты. Идёт по коридору девушка — это же манекен. А вот когда в Бауманском училище идёт, то непонятно, студент это или тень движется по коридору».

— А сейчас жалеете о том, что могли повлиять на отчисление студента, у которого были проблемы с вашим предметом?  

 Бывает такое. Но когда человек приходит отвечать и не может связать и двух слов, это показывает его интеллект и грамотность. Надо иметь в виду, что ему присвоят звание инженера, он выйдет в люди и вокруг него сформируется среда. А если он такой, то и среда будет такая же. Это же наше будущее. Выпускники, которые являются продолжением нас, уйдут и будут 50 лет работать в стране. Хотелось бы, конечно, чтобы это были интеллектуалы во всех смыслах, люди, которые смогут взаимодействовать со средой и окружающими.

Сеанс игры на двадцати досках даёт гроссмейстер Купрейчик В.Д. Играет Борисевич А.А. Наблюдает за игрой зав. кафедрой Анищенко А.Ф.

— На строительном факультете вы преподаёте строительную механику по двум специальностям: «Промышленное и гражданское строительство» и «Экспертиза и управление недвижимостью». Часто считают, что к студентам ПГС предъявляют больше требований. А к кому требовательнее вы?

 Сейчас требования сравнялись. А по замыслу, мне кажется, что «экспертиза» — это более глубокая специальность. Выпускники этого направления должны быть очень грамотными во всех смыслах, умеющими и просчитать конструкции, и сделать заключение, а не только заниматься решением вопросов купи-продай. В реальности, всё же, выпускники этой специальности не идут в проектные и конструкторские организации.

— Какие у вас есть требования к самому себе?

 Конечно же, постоянно развиваться и совершенствовать себя.

— Студентов с какими качествами вы цените больше всего?

 Студентов вообще надо ценить, особенно за честность и открытость. Входишь в аудиторию, первое-второе занятие рассматриваешь всех, и более-менее складывается впечатление: кто есть кто. Вот когда чуть-чуть заговоришь с человеком, чувствуешь его звучание, на каком он находится уровне. 

— На контрольных вы часто включаете расслабляющую музыку, на экзаменах пытаетесь поддержать студентов, где-то указав на ошибку. Я знаю, что вас любят студенты, хоть им и не всегда хватает усидчивости полностью разобраться во всех тонкостях строительной механики. Поделитесь советами для преподавателей, как расположить к себе студентов?

 Педагог  это очень благородная профессия. Помните эту крылатую фразу? «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? На первом месте у нас стоят воспитательные аспекты. Педагог  это именно воспитатель, который одновременно с этим даёт знания в конкретной области. Он должен быть интеллектуалом, человеком, который сможет рассказать об истории своей науки, отвлечься и рассказать, как это соотносится с действительностью. Он должен говорить о перспективах развития и не только в своей научной деятельности. Педагог всегда может обсудить со студентами текущие вопросы.

Я помню многие правила из книги "Теоретическая механика и современная техника", автор А. А. Космодемьянский. Иногда даже зачитывал выдержки из его книг коллективу кафедры.

Очень люблю и часто цитирую фразу: «Не важничай перед студенческой аудиторией. Помни: важность  уловка тела, дабы скрыть недостатки ума».

Нужно постоянно читать хотя бы в минимальном объёме интересную литературу. Это должно быть сопутствующим элементом для педагога. С одной стороны  это твой литературный стиль в аудитории, с другой стороны  развитие, поддержание его на определенном уровне. Я увлекаюсь чтением «Литературной газеты», которая выпускается с давних времен.

Для справки:
«Литературная газета»  старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года ей исполнится 190 лет. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

— Вы очень прогрессивный преподаватель, с техникой на "ты". Активно пользуетесь сенсорным телефоном, программами на ПК, с которыми справятся не все студенты. Как вы к этому пришли?

 Я не виртуоз. Освоил элементарные комплексы, которые нужны для изучения своей дисциплины. Установил пакеты Mathematica, Лира, SCAD, NASTRAN/FEMAP.

Для справки:
 
Mathematica  многофункциональная система компьютерной алгебры, широко используемая в научных, инженерных, компьютерных и математических областях.
 
ПК Лира  многофункциональный программный комплекс для проектирования и расчёта строительных и машиностроительных конструкций различного назначения. Реализованный метод расчета — метод конечных элементов (МКЭ).
 
SCAD Office  вычислительный комплекс для прочностного анализа строительных конструкций различного назначения методом конечных элементов.
 
Simcenter Femap with Nastran (NASTRAN/FEMAP)  многофункциональная система моделирования и конечно-элементного анализа конструкций. 

Овладел программами с помощью google-переводчика, так как там часто используется английский язык. Что касается телефонов, там я выполняю самые необходимые действия, которые нужны мне в быту, не больше. 

— Расскажите о вашем самом успешном выпускнике, с которым вы поддерживаете контакт.

 Одним из таких выпускников является директор Научно-исследовательского политехнического института Виктор Михайлович Трепачко. Он защитил кандидатскую диссертацию, и я был его преподавателем. Вспоминаю его во время занятий, всегда просил дать задачу посложнее. Очень способный человек, правда, ушёл больше в административную, чем научную деятельность.  

Борисевич Арсений Александрович с выпускниками, слева Виктор Михайлович Трепачко

— Арсений Александрович, а каким вы были студентом? Расскажите о своих студенческих годах.

 Студентом я был обычным. Жил в третьем общежитии на проспекте Независимости. Стипендия была, как помню, 29 рублей, потом стала 39. Родители всегда помогали. Готовили пищу с друзьями по комнате, один раз в неделю ходили в столовую. После третьего курса летом во время освоения целинных земель работали помощниками комбайнеров, на кирпичных заводах. На старших курсах уезжали на разработку целинных земель. Жили в палатках. Тогда мы посмотрели, что значит Казахстанская степь.

Помню, идёшь ночью, вроде огонёк рядом, идешь 2-3 часа, а он все рядом и рядом. Веселое было время, собирались студенты со всех вузов Беларуси. Люди в послевоенное время хотели трудиться, знали, что своим трудом они достигнут многого. 


Первое фото  На озере Иссык - Куль, всесоюзная конференция по строительной механике

— Как сложилась жизнь ваших одногруппников?

 Многие были на руководящих должностях, сейчас все на пенсии. Были и ведущие инженеры, и главные инженеры проектов. 

Арсений Александрович с одногруппниками

— Уверена, что вы очень любите свою работу и студентов, и это все ценят. Дадите несколько советов студентам и работникам, как не перегореть на учебе или работе?

 Просто ходить на работу  это однобокость. Человек должен быть всесторонне развитым. Читайте, совершенствуйтесь, окружайте себя хорошими людьми. По сути, в какой среде ты варишься, и кто твои друзья  это определяет каждого из нас. Если человек тебе не нравится, лучше держаться подальше от него.

— Что вас вдохновляет заниматься научной работой такой большой период времени?

 Было бы скучно, если бы я остался на уровне «пришел-провел занятие». Это не педагог. Преподаватель должен постоянно совершенствоваться, тогда он будет смело входить в аудиторию к студентам, которые ждут от него полезную информацию. К тому же у нас таков порядок: педагог должен вести учебную, исследовательскую и воспитательную работы. Иногда нужно отдохнуть и посмотреть программы по телевизору, есть много хороших. Я люблю шоу «Голос», программу «Линия жизни» и смотрю новости, чтобы быть в курсе всего, что происходит в мире.

Нужно себя постоянно спрашивать, что сегодня я ещё могу сделать, чем я могу порадовать людей, которые рядом со мной.

— Кем вы хотели стать в детстве?

 Пожалуй, как есть  учёным.

— Поделитесь информацией о вашем кумире, человеке, на которого вы равнялись?

 В школьные годы кумиром для меня был мой родственник. Он поступил в БГУ и защитил диссертацию. Позднее, для всех моих одноклассников и меня был примером ученый Андрей Федорович Анищенко  человек достаточно строгий, справедливый и тактичный. А потом в институте он стал моим преподавателем. Что самое интересное: по окончании курса Андрей Федорович оставлял всех в аудитории и просил написать на листике то, что студентам понравилось или не понравилось в изложенном на лекциях материале. Кстати, никто плохого слова о нём не написал, хотя записки были анонимными. Мне кажется, можно ввести это и у нас, чтобы преподаватель совершенствовался. 

— Расскажите о ваших любимых книгах и фильмах.

 Не могу дать однозначный ответ. В каждом возрасте есть свои любимые книги. В одно время в душу запали рассказы Тургенева, сейчас тоже иногда открываю их. Что касается более современных произведений, люблю книги Белова и стихи Филатова. Иногда зацепишься за какой-нибудь детектив и не можешь его отпустить. А на самом деле меня интересуют больше исторические темы. В сфере кино могу выделить «Экипаж» 1979 года, смотрю фильмы по истории России. 

— Из всех стран и городов, которые вы посетили, что запало вам в душу больше всего?

 Москва. Я с удовольствием пробыл там 3 года, когда учился в аспирантуре. Это время расцвета советской космонавтики. Всегда из окон горного института мы наблюдали торжественные вереницы возвращающихся космонавтов, которые двигались по Ленинскому проспекту в сторону Кремля. В Москве у меня родилась дочь Наташа. По праздникам мы с коляской гуляли по Красной площади. Я любил ходить пешком по Кутузовскому проспекту, вдоль Москва реки, в парке Горького.

Москва мне нравится больше, чем Петербург. Питер очень красивый город, но почему-то мне больше запомнилась Москва. Огромный с большим размахом и активным движением город. Когда я приехал на распределение обратно в Минск, мне показалось, что тут все замедлилось. Я был молодой, меня вдохновлял этот шум города.

— В какую эпоху вы бы отправились на машине времени, если бы была такая возможность, и почему?

 Хотел бы посмотреть, что будет хотя бы через 50 лет. Оценить уровень развития науки и техники. Узнать, смогут ли люди свободно летать в космическом пространстве, какие тайны скрывает наука. В мире много загадок.

— Может поделитесь советом со студентами: как победить лень? 

 У каждого человека свои настройки в генном коде  это предрасположенности к чему-либо. То, что наиболее сильно выражено. Задача педагога  установить предрасположенность студента, помочь ему почувствовать свои силы в какой-либо области знаний. Каждый молодой человек мечтает об этом, это естественно. Все мы выбираем эталон жизни, этот пример нам прививается в семье, в школе. На него могут повлиять друзья и просто случайность. Чтобы себя встряхнуть и не лениться, нужно найти эту струнку, зацепиться за неё и дальше развиваться.

— Сейчас самая обсуждаемая тема — это пандемия коронавируса. Как вы воспринимаете этот смутный период в мире?

 Я спокоен, что судьбой дано, то и должно свершиться. Но, конечно же, я соблюдаю все рекомендации, которые даются. Слушаю умных людей, которые компетентны в этих вопросах. А в общем, не паникую. Хотелось бы выдержать этот период жизни. 

— Вы как учёный, доктор технических наук, расскажите, как стать хорошим специалистом?

 Я себя считаю рядовым, как все. Каждый должен обладать мерой скромности, но чувствовать своё я, свое гордое имя и уметь держать себя среди остальных людей. Основа всего  трудолюбие, умение сосредоточиться на своей цели. Чем эта цель будет более далекой, тем лучше. Этот человек обязательно добьётся успеха. Если цели будут хорошие и долговременные, то это не будет вас отвлекать от всего постороннего.

Фото взяты из личного архива Борисевича Арсения Александровича


Благодарим Арсения Александровича за то, что Вы выбрали БНТУ и преподаёте здесь. Вы вырастили немало квалифицированных востребованных инженеров и привили им любовь к науке. Желаем крепкого здоровья, успехов в научной деятельности и всего самого наилучшего!

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Вам будет интересно
Новости Times Все новости
18 июня 2021 16:20
«Работаю по специальности». Интервью с выпускницей ФММП Анастасией Третьяковой
Владение техническими дисциплинами наряду с экономикой и иностранными языками – все это о выпускниках ФММП БНТУ. Наша героиня тому доказательство. Пообщались с ней и узнали, что повлияло на выбор специальности, как сложилась ее профессиональная деятельность, и какие знания стали необходимыми в ее работе.
18 июня 2021 14:00
«Не такое сложное, как могло показаться». Впечатления абитуриентов от ЦТ
Делимся впечатлениями абитуриентов после первого дня централизованного тестирования.
18 июня 2021 13:40
Международный конвент молодых лидеров государств – участников СНГ «Цифровое партнерство»
Комитет по цифровому развитию СНГ, fссоциация «Деловой wентр экономического развития СНГ» при поддержке Фонда президентских грантов с 20 мая по 10 октября 2021 г. проводят Международный конвент молодых лидеров государств – участников СНГ «Цифровое партнерство».
18 июня 2021 13:30
Коворкинг в Научной библиотеке Белорусского национального технического университета
В материале расскажем, что такое коворкинг в БНТУ, кто может им пользоваться и какие удобства там есть.