Как это – преподавать онлайн? Интервью с Якушенко Ксенией Валентиновной

Как это – преподавать онлайн? Интервью с Якушенко Ксенией Валентиновной

Студенты активно рассказывают про онлайн-обучение в своих социальных сетях, и нам стало интересно, как же чувствуют себя преподаватели в онлайн-преподавании. Мы попросили заведующую кафедрой «Маркетинг», кандидата экономических наук, доцента Якушенко Ксению Валентиновну поделиться своими впечатлениями о работе в сложившихся обстоятельствах. 

— Можете рассказать про свой обычный рабочий день на дистанционном преподавании? Во сколько он начинается и что в себя включает?

— Каждый день не похож на другие. Если вчера мне необходимо было проводить лекцию в онлайн режиме, то сегодня я уже вплотную работаю с дипломниками-выпускниками. Исходя из этого и планирую рабочий день.

До 9 утра готовлю ежедневный отчет по своей кафедре. Связываюсь по вайберу с преподавателями, узнаю как их здоровье. Далее обзваниваю преподавателей-кураторов, и они в свою очередь сообщают мне как самочувствие у их подопечных в группах. После отчета по здоровью готовлю отчет по занятиям кафедры, проведенными накануне. Это также достаточно объемные сведения по каждой дисциплине и группе: время проведения занятия и общее число присутствовавших онлайн студентов. Данные сведения я отправляю по электронной почте в деканат.

Если в этот день провожу лекцию, то за пару часов тестирую систему, микрофон, проверяю презентации и еще раз пересматриваю материал к лекциям. Часто ищу фильмы по конкретной теме и «заливаю» их в учебные материалы.

С выпускным курсом общаюсь немного в другом формате: по электронной почте и мессенджерам. Так быстрее возможно передавать информацию и она не теряется. Дипломники выполняют соответствующую работу по диплому и пересылают мне. Потом сообщают на вайбер, что доставили информацию. Я сразу реагирую, проверяю материал и отсылаю им свои замечания. Таким же форматом пользуюсь при работе с магистрантами и аспирантами. Это уже взрослые люди, которых мотивировать по сути не требуется. Они сами выходят на контакт и отслеживают сроки выполнения заданий.

Мой рабочий день в дистанционном формате начинается в 8 утра и заканчивается далеко заполночь. Так как помимо преподавания за мной находится целая кафедра, которая должна работать бесперебойно, хоть и в необычном формате. Преподаватели могут находиться со мной в контакте 24 часа в сутки, за что им очень благодарна.

— Какими программами вы пользуетесь для преподавания сейчас? Было ли трудно их освоить?

— На данный момент пользуюсь базовой программой, принятой в БНТУ, а именно Microsoft Teams. Я и мои коллеги кафедры «Маркетинг» положительно оцениваем данную электронную платформу. И даже настолько к ней привыкли, что со студентами контактируем только в ней: быстро, удобно и видно сразу, кто тебе пишет или звонит.

Поначалу, как и все новое, формат взаимодействия был непривычен. И главная трудность для меня, как заведующего кафедрой, было решить вопросы управленческого характера. На тот момент почти вся кафедра находилась на изоляции, в том числе и учебно-вспомогательный персонал. Я почти сутками несколько дней подряд отвечала на вопросы преподавателей, доводила рекомендации системных администраторов и деканата, делегировала полномочия, составляла отчеты по занятиям. И все это в онлайн режиме. Но после тестирования платформы и проведения первых занятий онлайн наша работа пришла в привычное русло. Для меня это был уникальный опыт.

Кроме Microsoft Teams я активно использую Goggle формы, электронную переписку, Zoom, мессенджеры и социальные сети. Мои студенты знают, что я всегда отвечу на любой вопрос на любой платформе. Совсем недавно ко мне в Telegrame обратился наш иностранный студент из Узбекистана, который не может приехать в Беларусь. При смене пароля в Teams он забыл его и не мог посещать онлайн занятия. В течение суток я связалась с системным администратором, который сгенерировал новый пароль. Теперь студент опять вернулся в систему.

— Возможен ли вариант проведения сессии в дистанционной форме?

— Это достаточно спорный вопрос. Многим кажется, что в данной форме проведения сессии нет ничего сложного. Однако с юридической точки зрения, возникает много проблем. С этими вопросами сталкиваются не только белорусские, но и другие мировые вузы.

Для экзаменационного процесса очень важным является механизм идентификации личности и возможность понять, точно ли по ту сторону экрана человек отвечает сам, без каких-либо подсказок. Но здесь надо сказать, что благодаря правильному решению ректората БНТУ о выборе платформы Microsoft Teams работники и студенты могут использовать корпоративную учетную запись. Она позволяет создать уникальный цифровой след каждого участника платформы и идентифицировать в той или иной степени личность присутствующих на аттестации.

В организации устных защит выпускных квалификационных работ я вижу иные риски: возрастание объема технических работ (настройка и администрирование вебинаров, запись и хранение большого объема видео проводимых защит и прочее) и непривычность формата для работодателей, которых любой вуз обязан привлекать для проведения государственной аттестации. Необходимо также организовать процесс с получением рецензий от внешних лиц (здесь, скорей всего, должен быть решен вопрос о распространении электронной цифровой подписи).

Одновременно с этим важна сильная техническая поддержка: стабильное интернет-соединение, качественная работа электронных платформ. При этом в разы увеличивается время принятия экзаменов, а нормы времени для преподавателей в этом случае остаются прежними. Также неясен механизм внесения отметок в зачетные книжки. Встает вопрос о  разработке форм электронных ведомостей и электронных зачетных книжек.

Однако считаю, что с такой сильной командой сотрудников в БНТУ возможно внедрить любые инновационные методы дистанционной сессии.

— Если экзамены и зачеты будут проходить в режиме онлайн, как можно избежать списываний в таком формате?

— Если рассматривать опыт наших ближайших коллег из российских вузов, то можно выделить основную мысль: переход на дистанционные образовательные технологии позволит сделать следующий шаг в обучении студентов — оценивать их мышление и понимание, а не проверять их память. А для этого необходимо изменять содержание вопросов и заданий на аттестации, при которых проявляется максимум компетенций обучающегося. На мой взгляд, это основное требование для проведения экзаменов и зачетов в режиме онлайн.

Если рассматривать с технической точки зрения, то необходимо попросить студента находиться в отдельной комнате, спиной к выходу. На экране должны быть видны руки студента и стол, за которым он находиться. При ответе на вопрос студент должен смотреть прямо в камеру.

Однако такие «идеальные» условия смогут создать не все студенты. Тогда возникает вопрос об индивидуальном подходе к принятию аттестации. Также важно присутствие на экзамене или зачете специальных людей — прокторов. Их обязанность идентифицировать личность студента.

— Онлайн преподавать сложнее, чем оффлайн? Что для вас оказалось самым сложным в этой ситуации, а что, наоборот, показалось простым?

— Скорей всего, так оценивать нельзя — проще или сложнее. Преподавать онлайн — это просто другой способ подачи материала, иное взаимодействие со студентами. Ты можешь находиться дома, в уютной обстановке с чашкой кофе в руках, но одновременно с этим время преподнесения материала резко сжимается. В аудитории преподаватель может активно общаться со студентами, задавать вопросы, дать им время на обдумывание решения, может разделять группу на мини-группы, однако в онлайн режиме производить такие методы взаимодействия с аудиторией крайне сложно. Поэтому и материала готовить на такую лекцию необходимо больше. Также достаточно сложно держать аудиторию в постоянном напряжении — студент в любой момент может уйти из эфира, объяснив это потерей интернет-соединения.

Мои коллеги скучают по встречам со студентами в реальном времени. Скучают по их улыбкам и энергии, которую ты получаешь и которой всегда подпитываешься.

— Онлайн обучение – это, возможно, наше недалекое будущее. Какие вы видите недостатки и преимущества в таком процессе?

— Действительно, онлайн обучение — это наше будущее. Но я как позитивный человек хочу сейчас обратиться к нашим студентам.

Дорогие наши студенты! Проблемы, которые ставит перед нами реальность, мы будем обязательно решать. Мы просто просим немного вашего понимания в этих вопросах. Не всегда мы быстры в своих решениях, но главное, что мы стараемся для вас и вашего будущего. Давайте попробуем пережить эти времена вместе. Потому что ФММП БНТУ — это семья!

Сектор маркетинга ФММП
Фото из личного архива Якушенко К.В.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Вам будет интересно
Новости Times Все новости
12 июня 2025 21:59
Студенты ИПФ на дне открытых дверей МТЗ
Предприятие выпускает около 100 моделей разных видов машин с более чем 200 вариантами сборки для различных эксплуатационных условий.
12 июня 2025 18:04
Цифровое будущее в строительстве для транспортных сооружений
Кафедра «Мосты и тоннели» ФТК 21 мая провела студенческую конференцию по секции «Цифровое будущее в строительстве для транспортных сооружений».
12 июня 2025 14:54
От теории к практике. Как будущие таможенники осваивают радиационный контроль
С целью усиления практической направленности на базе кафедры «Техническая физика» прошло практическое занятие, организованное для студентов, обучающихся по специальности «таможенное дело».
12 июня 2025 11:51
Один пояс – один путь: еще один шаг навстречу
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко торжественно открыл Национальный футбольный стадион в Минске.