«Компьютер – всего лишь инструмент». Пообщались с деканом АФ Сардаровым Арменом Сергеевичем

«Компьютер – всего лишь инструмент». Пообщались с деканом АФ Сардаровым Арменом Сергеевичем

Пожалуй, каждый минчанин или гость столицы хоть раз был около Дворца Республики, где располагается удивительная экспозиция – нулевой километр. Многие также прогуливались по бульвару около Национального банка. Есть и те счастливчики, которые ехали по комфортабельной дороге в Национальный аэропорт «Минск-2» и видели ее трассу и благоустройство. А знаете ли вы, что их автором является один человек – Сардаров Армен Сергеевич?

Работы Армена Сергеевича

Декан архитектурного факультета и до сегодняшнего дня не прекращает творить. В этом интервью он рассказал о своих самых свежих проектах, об отношении с гаджетами, любви к автомобилям и проигрыше в одном интересном конкурсе.

— Армен Сергеевич, расскажите, пожалуйста, чем на сегодняшний день вы занимаетесь, какие есть увлечения?

Естественно, моя главная задача, которой я посвящаю больше всего времени – это архитектурный факультет. На факультете сложнейшая система, и сложность её заключается в том, что у нас очень трудная профессия. Архитектура – это сочетание искусства и техники. Главная моя забота, чтобы это поняли ребята. Вот сегодня я читал студентам последнюю лекцию по дисциплине "Введение в архитектуру", и там я пытаюсь это ребятам объяснить, ведь важно, чтобы они понимали всю ответственность своей профессии. Так случилось, что кроме деканской и педагогической работы, я не бросаю проектирование. Я имею удостоверение ГАП (главный архитектор проекта) и могу подписывать проекты как ГАП. Моя последняя завершенная работа – это композиция с самолетом Ил-2 около Кургана Славы, рекомендую посмотреть, очень неплохо получилось. Эту композицию мы открыли летом. А уж совсем новое, которое будет 27 декабря открыто – это памятник Антонию Тизенгаузу в Поставах, где я тоже выступаю как архитектор. Я не бросаю и науку, я занимаюсь ей. Последняя моя книга вышла в феврале нынешнего года, надеюсь, что в феврале 2020 года выйдет следующая, также я работаю ещё над одной. Науку не бросаю, потому что это интересно и важно. Вот это то, чем я сейчас занимаюсь. Если говорить о каких-то увлечениях, то они, в основном, связаны с профессией. У меня нет времени на хобби. Вот у меня был отпуск, и куда я поехал? Я поехал в место, откуда началась вся архитектура! Такое место есть в Турции, на границе с Сирией…

— Расскажите поподробнее про свою поездку.

— Я летел на самолете из Минска в Константинополь, потом на самолете внутренних авиалиний полетел на границу с Сирией (это место находится в 40 км от границы с Сирией). На том месте построен храм Гёбекли-Тепе, которому 12000 лет (это определили при помощи радиоуглеродного метода). Он старше Стоун-хэнджа, пирамиды Джоссера на 5000 лет. Я уже несколько последних лет туда хотел попасть, и наконец-то у меня получилось. Проблема заключается в том, что в этот самый момент именно там началась война Турции с Сирией, и вся колонна войск пошла как раз через тот город Шанли-Урфа, где был я. Сложилось довольно интересно. Я вечером смотрел телевизор, и в бегущей строке увидел новость о том, что войска входят в город. На дорогах оборудовали блок-посты, и меня, конечно же, останавливали и проверяли документы. На самом деле, я безумно счастлив, что побывал в этой самой древней постройке. Это просто чудо, потому что объяснить это никто не может. А всё почему? Существует такие понятия как древний каменный век и новый каменный век. Считается, что архитектура возникла в новый каменный век, когда люди осели и стали выращивать пшеницу и разводить скотину. А в этом месте не находят окаменевших зерен, значит, это вообще древний каменный век. Вот, собственно, моё увлечение, я считаю, что это интересно и я рад, что есть ещё возможность поездить.

Храм Гёбекли-Тепе

— Вы уже 15 лет руководите самым творческим факультетом в БНТУ. Расскажите, какие за этот период времени произошли изменения?

За это время главное изменение, которое мы замечаем каждый год, это изменение внутри молодежи, внутри студентов. На мой взгляд, молодежь развивается, каждый год видишь какое-то прибавление интеллектуальное, культурное. Студенты проявляют больше интереса к своей профессии, присутствует некая подготовленность к работе. А профессорско-преподавательский состав и деканат, в свою очередь, старается как можно скорее привлечь ребят к реальным вещам. Это политика факультета, которую мы активно проводим последние несколько лет, это наша цель и смысл. Я хочу, чтоб ребята участвовали в конкретных проектах. В связи с тем, что у нас очень сложная профессия, и в замкнутом пространстве её не выучишь.

— И какие у Вас успехи в этом направлении?

В этом году мы сделали уже 3 больших проекта силами студентов. Первая работа, которой мы гордимся – это «Зубренок» (НДЦ «Зубренок» – прим. ред.) на озере Нарочь. Ребята рисовали эскизы, показывали их, работа шла ещё с прошлого года. А в этом году они поехали туда, жили там и чудесным образом сделали благоустройство и красивые фрески.

Второй серьезный проект – это МКАД. Вы наверняка слышали, что Президент поехал по ней и раскритиковал её благоустройство. К нам обратилось руководство Минского района и города Минска, чтобы мы внесли предложения, что же там сделать. Ребята объехали всю дорогу, встретились со всеми владельцами земель около кольцевой дороги и разработали большой проект благоустройства МКАД. После они представили их здесь и передали исполнителям. Там и озеленение, и благоустройство.

Над третьим важным для нас проектом мы работаем в связи с обращением Белорусской Православной Церкви. Она попросила внести предложения по оформлению деревни с духовной направленностью в Воложинском районе. Ребята выехали на место, познакомились с местными, отсняли там всё, и сделали чудесные предложения. Открою секрет – до конца года мы сделаем ещё 4-5 интересных и серьезных работ.

Всё это идет у студентов в рамках курсовых проектов. Думаю, что это нужная связь, необходимо ниточку с живой жизнью, которая там происходит, постоянно иметь, и чтобы ребята чувствовали всю ответственность, которая будет возлагаться на них в будущем. И студенты с удовольствием это делают. Не нужно ничего подгонять, тема становится непридуманной. Конечно, после становится вопрос реализации проектов, но вот то, что было предложено для «Зубренка» – сделано, и сделано было своими руками.

— В 1974 году вы защитили кандидатскую диссертацию по теме «Дорожная архитектура». Расскажите, пожалуйста, что скрывается за этим названием?

Сейчас для нас автомобиль стал естественным. В годы моего детства это явление было достаточно редким. А так случилось, что мой отец – военный летчик (участник ВОВ, генерал-полковник авиации Сергей Аркадьевич Сардаров – прим. ред.). Он технику любил, знал, и у него была машина. Ещё ребенком он сажал меня за руль, обучал, естественно, делал это очень осторожно, с соблюдением всех мер предосторожности, и я в это дело очень быстро втянулся, достаточно рано получил права, стал ездить. Учился я на архитектурном факультете в БПИ, в 9 корпусе, что на улице Якуба Коласа, прошли студенческие 5 лет, а после – и 3 года аспирантуры. Вообще, будучи студентом, последнюю практику я проходил в Москве, меня пригласили в «Моспроект» и даже прислали на меня вызов, который я как память храню. Но именно в это время началось мое увлечение наукой, и меня уговорили остаться в аспирантуре, да я и сам хотел.

Какую взять научную тему? Не секрет, что у нас достаточно серьезные архитектурные историки. Наша наука в области градостроения на тот момент тоже очень высоко котировалась. И вот я думаю – я же вот такой страстный автомобилист, а дорогами никто не занимается, займусь ими я. Я предложил это, и её поддержали, причем не только ученые с факультета, но ещё и дорожники. Я начал собирать материал, раззнакомился с дорожниками. Они говорили: «Давай, делай!», вот так ставили вопрос. Не то, как обычно говорят людям, мол, посиди, подумай. Поэтому, когда я защитил кандидатскую диссертацию на эту тему (в 25 лет, это для СССР было редко), мне поступило два предложения: работать преподавателем или уйти в дорожную сферу. Я выбрал второе.

— Какой был ваш первый проект в этой области?

Вы будете смеяться, но через год после работы моим первым проектом стала автобусная остановка, которую я сам нарисовал. Я был безумно счастлив, что я придумал, нарисовал и её построили.

— Чем ещё вы занимались в то время?

Дороги – это довольно сложно. С одной стороны, самое главное по приоритету – это вписать дорогу в ландшафт. Это очень серьезное дело с точки зрения красоты, и этим почти никто не занимался. В один из первых годов я занимался дорогой от Минска до аэропорта. Было предложено три разных варианта дороги. Понесли предложения руководителю страны, на то время это был Петр Миронович Машеров. Он говорит: «Надо, чтобы все видели Курган Славы». И поэтому мы ездим по такой дороге сейчас. И вот её нужно запроектировать. Как? Её нужно красиво вписать, и чтобы был виден Курган. А компьютера нет, надо нарисовать. А вы представьте: одно дело – нарисовать здание, а другое дело – дорогу, когда ты рисуешь перспективы через каждые 100 метров (протяженность дороги до аэропорта около 40 км – прим. ред.). Сидел каждый день и рисовал эти перспективы, а что делать?

Второй вопрос – это озеленение. Третье – это дорожный сервис. Нужно сделать площадки для отдыха, кафе, заправки – этим тоже нужно заниматься. Ну и наконец, автобусные остановки, знаки, такие как въезд в район или страну. Кстати, мой знак «Беларусь» на въезде в страну до сих пор стоит. Это непосредственно я запроектировал в своё время. Его можно было бы уже заменить, но вот, остался до сегодняшнего дня.

Когда я пришел в дорожную систему, я создал там мастерскую, которая до сих пор работает. Мои книги по дорогам выходили и здесь, и в Москве. Американцы меня пригласили к себе в Академию наук…

Архитектурная мастерская ГП "Белгипродор"

— Да, нам известно, что с 1992 по 1998 год Вы были членом Транспортного исследовательского Совета при Национальной Академии наук США. Расскажите, как вы туда попали?

Во-первых, мне действительно было очень интересно изучить американский опыт. Не секрет, что первая в мире страна автомибилизации – это Америка. Форд там в начале 1920-х поставил на конвейер производство автомобилей. Они первые занялись дорогами, ведь автомобильная дорога должна быть не такая, как гужевая. И первые занялись проектами ландшафтной архитектуры. Конечно, мне было просто очень интересно туда поехать. Меня поддержало белорусское правительство, и меня послали в США, чтобы я с ними что-то изучил. В Америке я пообщался с архитекторами, которые занимаются дорогами, и они предложили мне писать и обмениваться информацией. Позже они меня приняли в Транспортный исследовательский Совет при НАН США. Я был там два срока, и для меня важны те люди, которых я там узнал и с кем поменялся опытом. Они возили меня по дорогам, я просил их поуправлять автомобилем, они не возражали. Мы старались как можно больше полезной информации подчерпнуть, чтобы позже привезти это сюда. Парадокс США заключается в том, что несмотря на всю продвинутость страны, дорожный сервис запрещен вообще. А всё потому, что если дать им волю, то вдоль дороги не останется свободного места, всё будет заполнено заправками и кафе.

— Каким своим творением вы гордитесь больше всего?

Конечно, главным моим творением является нулевой километр. Я считаю, что это очень символично, ведь я 30 лет жизни посвятил дорогам. Такой знак есть почти во всех странах мира. Это и в Париже, около Нотр-Дам, на площади в Мадриде, у Белого дома в Вашингтоне. Когда мы его строили, была очень сильная гордость за то, что раньше все дороги от Кремля были, а тут мы стали независимыми и сделали своё. Поэтому я и работал с большим энтузиазмом, мы делали макет из фанеры, показывали его Президенту. Мне было очень приятно работать.

— Самая последняя Ваша работа – экспозиция «Ил-2» у Кургана Славы. Расскажите, как рождался проект?

Мне она очень нравится. Тут есть личная причина – мой отец, летчик. Когда меня попросили поработать над этим проектом, я просто с удовольствием ринулся в бой. Мы долго спорили, ведь заказчики говорили, мол, сделайте какой-нибудь постамент. Но постамент для танков, которые по земле ползают, а самолет летает, и его нужно поднять над землей. Так мы и сделали. И я очень доволен, что всё получилось, и что мы этим летом открыли этот памятник.

— В каких странах Вы побывали, и где, на Ваш взгляд, самая запоминающаяся архитектура?

Самая близкая для меня – это родная Беларусь. Я постоянно по ней езжу, и до сих пор в моих книгах фото и тексты связаны именно с Беларусью. Это и храмовая архитектура, прекрасная у нас, усадебная архитектура, парковая, различные города, местечки. Это самое главное, и до сих пор это вдохновение у меня не уходит. Я много где был, но многое ещё осталось. Всегда можно маршрут наметить.

Естественно, очень интересно в соседних странах: это и Польша, и Украина, и Литва, и Россия. Там много чего близко к нам, и архитектура тоже, поэтому интересно. Страны Западной Европы – это тоже очень красиво. В прошлом году я объездил Францию, интересовала в особенности готика, которая у них просто прекрасная.

Очень интересные экспедиции были в страны Востока. У меня есть целая книга об архитектуре Ирана. Там есть древнейшие памятники, дворцы, мечети. Я проехал несколько тысяч километров по всему Ирану. Там своеобразная архитектура.

Интересная архитектура в Испании, очень интересная и в Китае. Кстати, в Китае я был с разрывом в 20 лет, и за это время они добились огромных успехов и сделали большой шаг. Ну и конечно, мы уже с вами сегодня говорили о древнейшем памятнике архитектуры – Гёбекли-Тепе. Это просто невероятно. Это современная Турция, но в те времена это была Месопотамия, или так называемое Междуречье, между Тигром и Евфратом. Это одна из колыбелей человечества.

Мне близка наша архитектура, но также интересна и европейская с её достижениями, и восточная с её мечетями, которые являются шедеврами. Как только я где-то побываю, я сразу вставляю фотографии оттуда или в книгу, или в лекцию, чтобы донести ребятам, и показать, какая существует архитектура.

— Сейчас вопрос, который будет полезен для архитекторов. Расскажите, пожалуйста, откуда им черпать актуальную информацию о развитии архитектуры?

Я не гордец, но считаю, что архитектор – самая сложная профессия. Кто такой художник? Он должен быть эмоциональным. А тут ты должен быть и эмоциональным, и тут же, одновременно холодным и трезвым, как инженер. Ты обязан иметь те же знания, вот такой баланс. Попробуй его вырастить и воспитать в себе. Я именно это и хочу, чтобы ребята понимали: за сутки ты что-то придумал, потом должен быть холодный расчет, ты должен продумать её как конструкцию, подумать с точки зрения климата, вписывается ли она ландшафт. И, самое главное, что я особенно подчеркиваю, продумать всё для людей. Потому что наша профессия направлена на них. Ответственность огромная, и ты не можешь быть затворником, просто не имеешь права. Ты должен общаться с заказчиком, со строителями. И в этом уникальность профессии, её многозначность и направленность. Сейчас есть цифровые технологии. Студент должен ими владеть, но также обязан владеть головой и рукой, потому что от этого всё и идёт.

— Какое у вас отношение к современным гаджетам?

Гаджеты облегчают связь, но в то же время формируют зависимость. У меня есть сотовый телефон (кнопочный – прим. ред.), ноутбук, компьютер на работе, цифровой фотоаппарат. Всё это колоссально облегчает жизнь, позволяет получать любую информацию, обмениваться ей. Это всё очень хорошо, но! Это никак не должно лишать человека собственной инициативы, создания внутреннего мира, которое не разлито по электронному полю, а оно в тебе.

Студент должен уметь принимать решение сам, а реализовывать его при помощи технологий. С этой точки зрения меня беспокоит современная молодежь. Им нужно не попадать в зависимость, а всё-таки вырабатывать в себе качество личности, я считаю, это очень важно, а кроме этого, работать над развитием профессиональных качеств инженера и архитектора. Проблема зависимости стоит остро не только у нас, но и во всем мире. А были ли мы зависимы в молодости? Да, были. Зависимость от газет, журналов, телевизора, нам нужно было получать информацию, но важно было это отделять от того, что ты сам из себя представляешь. У нас была некоторая однобокость в СССР, сейчас же огромным наплывом в интернете идет разнобокость. Сейчас нужно гораздо больше сил, чтобы сохранить себя. Хотя владеть компьютером сейчас просто обязательно. Особенно это актуально для меня, когда я пишу книгу. У меня большая библиотека, но есть вещи и книги, которые теперь проще найти в нете, где есть огромное количество электронных библиотек.

Для того, чтобы угнаться за цифровыми технологиями, студенты должны прекрасно владеть компьютерами, но также они должны понимать, что компьютер — это лишь инструмент, а не цель. На своих занятиях я показывал им эскизы архитекторов, которые 100 лет назад, 500 лет назад сделали шедевры без всякого компьютера. Подытожив, можно сказать: да, нужно пользоваться и не боятся, но в то же время стремиться найти себя и как человека, и как специалиста.

— Кем Вы хотели быть в детстве?

Сразу понятно: летчиком. Это было святое. Но так вышло, что мой старший брат был крепче меня и здоровее, поэтому, когда мы стали подрастать, решили, что он будет летчиком. Ну а поскольку я много рисовал, то очень много чего было связано с художеством, рисунком. Но совет моего отца был такой: «Подумай, может ты не просто художником будешь, а архитектором, чтобы была и инженерия». Я выбором доволен, но какая-то зависть к летчикам всё равно есть. Я понимаю, что это прекрасная профессия.

— Какая Ваша самая характерная черта?

Сказать сходу сложно. Наверное, важно быть уверенным в своих действиях. Я не хочу сказать слово «самоуверенность», но человек должен верить в себя и быть уверенным в том, что он делает. Я уверен в себе, вот моя главная черта.

— С какой мыслью вы идете на работу?

Можете верить или нет, но мне часто всё приходит во снах. Те люди, с которыми мне нужно встретиться, те вопросы, которые я должен обсудить, иногда страницы книг, в которые нужно внести правки. Ну а вообще, 1000 ребят – это очень большая ответственность, которую я стараюсь ощущать. Я часто думаю про духовное образование своих студентов. Его нельзя забрасывать. У человека должны быть идеалы.

— Я заметил, что Вы очень трепетно относитесь к студентам. А каким, по Вашему мнению, должен быть студент?

С точки зрения цели, которую студенты ставят перед собой, во-первых, он должен быть специалистом своего дела. Во-вторых, он должен быть патриотом нашей страны. Ну и в-третьих, нужно сформировать себя как личность, как человек с убеждениями, принципами, товариществом, нельзя замыкаться в себе.

— Какие в Вашей жизни были интересные истории?

Что касается студенческих лет, то там миллион различных историй. К примеру, ребята из моей группы выиграли конкурс и поставили памятник напротив главного корпуса своими руками. Я тоже участвовал в конкурсе, но не выиграл первое место. У меня с амбициями всё в порядке, поэтому я до сих пор считаю, что мой проект был самым лучшим. Многие воспоминания связаны и с учебой на военной кафедре, где мы ездили на сборы и жили 3 месяца в военных палатках.

А сейчас у меня есть целый факультет. Я горжусь тем, что мои ребята что-то выигрывают или достойно выступают. Девочка с нашего факультета стала волонтером года, и я очень рад за неё.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Вам будет интересно
Новости Times Все новости
16 сентября 2021 17:10
Ознакомительная экскурсия студентов 1-го курса кафедры «Промышленный дизайн и упаковка» на производственные предприятия
Вчера, 15 сентября 2021 года, состоялись две ознакомительные экскурсии студентов 1-го курса кафедры «Промышленный дизайн и упаковка» ФТУГ на предприятия Минска с целью изучения применяемых на них технологий и техники, демонстрации возможностей и перспектив приобретаемых профессий.
16 сентября 2021 16:40
Путешествие в недра Земли
Старший преподаватель кафедры «Горные работы» ФГДЭ Валентина Андреевна Кузьмич 7 сентября 2021 года посетила кернохранилище Слуцкой геологоразведочной партии, входящей в состав филиала Научно-производственного центра по геологии (ГП «НПЦ по геологии») «Белорусская комплексная геологоразведочная экспедиция».
16 сентября 2021 16:20
Профориентационное мероприятие «Задай вопрос таможеннику», посвященное 30-летию образования таможенной службы Республики Беларусь
Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь для студентов белорусских вузов, осуществляющих подготовку по специальности «Таможенное дело», 9 сентября 2021 года организовал день открытых дверей, посвященный 30-летию образования таможенной службы Республики Беларусь.
16 сентября 2021 15:50
В БНТУ стартовал День народного единства
Знаковая дата в истории нашего государства – 17 сентября 1939 года. В этот день произошло объединение Западной Беларуси с БССР. В рамках запланированных кафедрой «История белорусской государственности» мероприятий, посвященных Году народного единства, прошла лекция для студентов первого курса кандидата исторических наук, доцента Оксаны Васильевны Лепеш.