БНТУ – Новости, наука, люди и факультеты - сайт собирает в себе самые интересные материалы Белорусского национального технического университета.

«Минусов в творческой деятельности я не вижу, разве что руки в краске или туши, но это же хорошо»

671 
0
19 октября в 14:00
«Минусов в творческой деятельности я не вижу, разве что руки в краске или туши, но это же хорошо»

Сегодня рынок дизайнеров переполнен, и чтобы стать по-настоящему востребованным специалистом, нужно обладать высоким уровнем профессионализма. Ведь в более широком смысле дизайн отвечает не только за художественное конструирование, но и участвует в решении проблем потребления и существования людей в предметном мире.

Павел Анатольевич Кашевский работает старшим преподавателем на кафедре «Промышленный дизайн и упаковка», является членом Белорусского союза дизайнеров. Недавно он стал победителем фестиваля плакатов «PlakatFest-2020», а также организовал первую выставку студенческих художественно-графических работ на факультете технологий управления и гуманитаризации. Мы пообщались с ним о современном искусстве, перспективах развития белорусского искусства и об организации выставок. Об этом и многом другом читайте в интервью.

– Павел Анатольевич, как Вы начинали свой путь в сфере искусства?

Я закончил обычную школу в Минске, после поступил в Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (БГПУ) на специальность «Изобразительное искусство и черчение», окончил его в 2001 году с красным дипломом, получив квалификацию педагога-художника. Уже после магистратуры в 2002 году стал преподавать в БГПУ на кафедре художественно-педагогического образования. За 18 лет профессиональной деятельности я дорос до доцента и заведующего кафедрой.

– Каким Вы были студентом?

Моя учеба пришлась на 90-е годы ХХ века, тогда на кафедре был отличный педагогический состав и творческая атмосфера. Однако существовала определенная избирательность в дисциплинах, и мы, конечно, делали упор на предметы, которые были непосредственно связаны с искусством и творчеством. Занятия проводились не только в кабинетах, много было внеаудиторной деятельности ‒ это и пленэры, музейные и педагогические практики. Без этого в творчестве никак. Также большое количество времени занимала библиотека. Интернета тогда не было, и информацию приходилось искать именно там. Если во время учебы на кафедре общеуниверситетским дисциплинам уделялось меньше времени, то в магистратуре я посвятил достаточно много времени изучению базовых дисциплин: философия и методология научного познания, культурология, педагогика и психология высшей школы. В магистратуре преподавал замечательный педагогический состав, среди которых большинство – профессора, выдающиеся люди в своей сфере.

‒ Вы дизайнер-художник и преподаватель. Расскажите, как Вы выбрали профессиональное направление?

Каждый должен пройти свой путь. В творчестве человек должен созревать.

– Способности к рисованию у меня наблюдались с детства, поэтому я их активно развивал. У меня было свободное творческое развитие вне художественных школ. Мама была модельером и всячески способствовала моему творческому развитию, хоть это и было ненавязчиво. Когда я поступал в университет, то был больше направлен на творческую, а не педагогическую деятельность. Оканчивая вуз, не ставил целью связать свою жизнь с педагогикой. Однако теперь я благодарен судьбе за то, что учился именно там и в том коллективе. Эта творческая атмосфера сформировала меня и мое мировоззрение.

– Что Вас привело в Белорусский национальный технический университет?

В БГПУ стал меняться руководящий и педагогический состав. Да, и на кафедре дизайн был, но как одно из направлений. В БНТУ же кафедра «Промышленный дизайн и упаковка» является специализированной. Я решил попробовать что-то другое, и это стало новым этапом в моей жизни.

‒ Как Вы думаете, окружение и друзья определяют Ваш характер? Опишите свое окружение.

У нас был творческий запал.

– Окружение до поступления в вуз было разнообразным. Тем не менее скажем так: Минск, центр города, творческая интеллигенция, соседи по дому, что были актерами, классическая архитектура, ‒ все это формировало вкус. В университете меня также окружала творческая среда. Все друзья были из этой сферы: учились на художников или дизайнеров. В советские годы нехватка материалов, книг, альбомов активизировала нас. Однако когда это в свободном доступе, этим пользуются меньше или откладывает использование на потом. 

– Вы согласны с делением людей на гуманитариев и технарей? К кому относите себя Вы? К какой категории отнесли бы творческого человека?

Есть такая теория, когда культуру делят на духовную и материальную, причем художественную культуру в этом случае выделяют отдельно.

Если делить так полярно, то, конечно же, я гуманитарий. Все же технической составляющей во мне мало. Творческие профессии я бы поместил где-то посередине: между гуманитарными и техническими направлениями. Отмечу, что даже внутри творческих дисциплин есть дифференциация. К примеру, человек может быть больше графиком или живописцем. Это зависит от темперамента, характера и, конечно, способностей. Кто-то может скрупулезно и усидчиво вырисовывать графические элементы, а кто-то в свободной манере работать над живописным произведением. Так, выпускники специальности «Дизайн производственного оборудования» получают двойную квалификацию «инженер-дизайнер». При выполнении диплома их склонности всегда видны: у одних техническая составляющая более сильная, у других ‒ художественная.

– Назовите плюсы и минусы Ваших профессиональных направлений: дизайнер-художник и преподаватель. 

Искусство – это всегда свобода выражения, и это главный плюс. У меня всегда есть потребность в создании чего-то нового, эстетического, в созидательной деятельности. К слову, творческий человек всегда рефлексирует и, накапливая внутри себя какие-то чувства, эмоции, потом выражает их в музыке, картинах и т. д.

Минусов в творческой деятельности я не вижу, разве что руки в краске или туши, но это же хорошо.

Плюс педагогической деятельности – коммуникация с молодежью, что всегда интересно. Через общение ты понимаешь, что актуально в данный момент. Из минусов – постоянная работа с людьми. Здесь идет самоотдача, а это всегда энергозатратно, особенно, когда начинается работа над проектами. 

– Вы постоянный участник городских, республиканских и международных выставок по графическому дизайну, каллиграфии и изобразительному искусству. Расскажите об этом подробнее.

– Последние годы я занимаюсь только плакатом, хотя в более ранние периоды, посвящал себя и живописи. На протяжении многих лет я состоял в творческом объединении «Мы», куда входило четыре художника, объединенных общей концепцией понимания искусства, которую мы выражали в организации и проведении ежегодных городских выставок. В 2018 и 2019 годах стал дипломантом международных выставок-конкурсов современного искусства «Белорусская неделя искусств – Belarus art week» в номинации «Книжная графика. Плакат», в 2020 году – лауреатом Международного конкурса плаката «УНОВИС. 21 век», проводимого в Витебске, победителем V Международного фестиваля плакатов «PlakatFest» в Польше и номинантом на национальную премию в области изобразительного искусства в номинации «Дизайн». 

Перечень моих основных выставок
2009 г. – художественная выставка «Тварэнні зямлі» (Государственный музей природы и экологии Республики Беларусь, г. Минск).

2013 г. – выставка «Чемодания» (Музей города Минска).

2013 г. – выставка по результатам конкурса «Малевич: мир формы» (Музей современного белорусского искусства, г. Минск).

2014, 2015 гг. – выставки Белорусского союза дизайнеров «Лихтарт» (художественная галерея «Университет культуры», г. Минск).

2014 г. – республиканская художественная выставка «Арт-крок» (галерея «Лабиринт» Национальной библиотеки Беларуси).

2016 г. – республиканская художественная выставка «Семечки» (Республиканская художественная галерея «БСХ» (Дворец искусства), г. Минск).

2016 г. – республиканская художественная выставка «Князь Ольгерд в изобразительном искусстве» (Витебский художественный музей). 

2016 г. – III биеннале «Постулат 2016» (Республиканская художественная галерея «БСХ» (Дворец искусства), г. Минск).

2017 г. – художественная выставка «Современность искусств» (галерея «Панорама», Национальная библиотека Беларуси).

2019 г. – IV Международная биеннале плаката (художественная галерея «MCSU» факультета искусств, Польша, г. Люблин).

2019 г. – III Белорусская триеннале графического дизайна (Республиканская художественная галерея «БСХ» (Дворец искусства), г. Минск).

2020 г. – выставочный проект «Сны о Франции» при поддержке посольства Французской Республики в Республике Беларусь (Художественная галерея Михаила Савицкого, г. Минск).

2020 г. – выставка победителей международного конкурса плаката «УНОВИС. 21 век» (выставочный зал Витебского центра современного искусства).

2020 г. – специальный проект «Zero corruption» Международной триеннале экологического плаката «4-й Блок», Украина, г. Киев.

2020 г. – выставка финалистов V Международного фестиваля плакатов «PlakatFest», Польша, г. Хожув.

2020 г. – выставка «Антикоррупция» в рамках Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела 14» (Зверевский центр современного искусства, Россия, г. Москва).

2020 г. – республиканская выставка «Триеннале современного искусства» по результатам республиканского конкурса «Национальная премия в области изобразительного искусства» (Республиканская художественная галерея «БСХ» (Дворец искусства), г. Минск). 

2020 г. – международная выставка-конкурс плаката «Escucha mi Voz 2020» (тема «Биоразнообразие»), Эквадор.

2020 г. – Московская международная выставка «Уходящая и возрожденная красота» (Московский дом художника. Россия, г. Москва). 

2020 г. – итоговая выставка 6-го Московского конкурса плаката (выставочный зал Московского союза художников. Россия, г. Москва).

Участие в таких мероприятиях дает мне понимание современного графического дизайна, предоставляет доступ к визуальной информации, пониманию тенденций, а также позволяет продемонстрировать свое творчество. 

– С чего начать, если хочешь стать дизайнером?

– Сегодня рынок дизайнеров насыщен, поэтому главное среди них преимущество – высокий профессиональный уровень. Есть много курсов, но они хороши тогда, когда есть база, и ты понимаешь систему. Дело не в навыках графического дизайнера, а в мышлении. У тебя должна быть реакция на происходящее в мире, ты должен формулировать свое высказывание. Очень обидно, когда смотришь предложения по курсам графического дизайна, а там предлагают лишь обучение в графических программах, ведь это только инструмент для создания произведений дизайна.

Если вы начинаете с нуля, то лучше выбрать учреждение образования. Так, Белорусская государственная академия искусств в этом плане одна из лучших школ. Главное решить, будете ли вы этим заниматься. К примеру, я так или иначе занимаюсь дизайном каждый день, постоянно формирую свой визуально-образный ряд. Это мой образ жизни. 

– Расскажите о Вашей самой значимой победе.

Дизайн должен быть всегда понят, потому что он работает на массового потребителя, а авторское искусство может оставаться в рамках авторского, как и лирика.

– Самая значимая для меня победа – первое место на V Международном фестивале плакатов «PlakatFest» 2020 года в Польше. Его тема – «Новый мир?» Вообще, я первое время избегал тематику, связанную с коронавирусом. Международных конкурсов с началом пандемии появилось очень много, и большинство плакатов решалось через то или иное изображение вируса. Однако я не хотел изображать непосредственно вирус в своих работах. Потом меня привлекла конкурсная тема, где нужно было отразить изменения в мире, которые последуют после пандемии. По счастливой случайности я услышал термин «деурбанизация» – это процесс миграции из города, когда население стремиться покинуть его для того, чтобы повысить качество своей жизни. И именно это послужило толчком для работы над плакатом. 

Дизайн плаката перекликается с узорами начала ХХ века, также есть отголоски узоров польского народного ткачества, о чем мне сказала специалист декоративно-прикладного искусства. Фестиваль «PlakatFest» проходил на городской площади. К слову, такая практика широко распространена, выставки плакатов под открытым небом проходят часто в России, Европе, Америке. К примеру, в США проводился конкурс «Биофилия», и итоговую выставку плакатов они организовали в лесу. Я считаю, что все верно, так как плакаты – уличное искусство, и выставляться оно должно именно на улице.

– Где Вы черпаете вдохновение для своих работ?

Надо уметь восхищаться.

– В повседневной жизни. Все идеи – в окружающем нас пространстве. Когда происходит какое-то событие, возникает та или иная реакция на него, я начинаю обдумывать эту тему. Визуально просматриваю различные плакаты, однако для работы с темой необходимо наблюдать и любые другие произведения. Это могут быть живописные произведения, декоративно-прикладное искусство, ткани и др. Вокруг существует множество вещей, которые способны удивлять и вдохновлять, а эти эмоции не только всегда полезны, но и необходимы для творчества.

– Вы сталкивались с перегоранием?

Если что-то не идет, то это просто надо отложить. Бесполезно что-то делать, если это отторгает организм.

– Да, конечно. После того как организовал недавнюю выставку в БНТУ, наблюдаю эмоциональный спад. Впереди еще открытие новой выставки, и это достаточно тяжело. Чтобы избежать перегорания, нужно давать себе отдыхать, уделять время творчеству или менять род деятельности. 

– Какие проекты и выставки ждать в скором времени?

Ближайшая выставка будет в начале ноября, там я представлю свои плакаты совместно со старшим преподавателем Викторией Еркович. Она будет называться «Антагонисты», то есть противоположности. Также 20 ноября во Дворце искусств (ул. Козлова, 3) будет выставка «АРТ Минск – 2020», где тоже будут выставлены мои плакаты. Это планы на ближайшие месяцы, по следующему году пока ничего конкретного сказать не могу. 

– Как Вам удалось организовать выставку студенческих работ в БНТУ? Довольны ли результатом?

Результатом доволен. Все работы студентов, демонстрируемые на выставке, были выполнены ими во время дистанционного обучения. Учебное копирование стало актуальным в процессе именно такой формы работы. Когда они привезли свои работы в сентябре, я понимал, что нужно оформить результат этой деятельности как выставку. Хотел показать студентам, как проходит процесс организации и подготовки выставки, как делается экспозиция, организуется открытие и т. п. В процессе активно участвовали многие студенты. Отбора работ не было, вошли все труды ребят. Я в свою очередь сделал афишу для выставки. В целом на подготовку экспозиции выставки, включая подготовку помещения, понадобилось три недели.  

– Как Вы относитесь к современному искусству?

Темы могут быть разные, но всегда должен быть какой-то посыл.

В современном искусствоведении, есть такое мнение: «Если какая-то группа людей считает, что это искусство, то это таковым и является». В искусстве с определением «современное» нужно всегда обращать внимание на форму и содержание. Если форма не вдохновляет, должно вдохновлять содержание. Если не вдохновляет ни то ни другое, то это для меня совершенно не затрагивающая работа. К слову, сейчас искусствоведы Москвы и Санкт-Петербурга выступают за то, чтобы терминология относительно современного искусства изменилась. Та же «Акула в формалине» уже не имеет прямого отношения к искусству, это некий арт-концепт. На данный момент продолжает происходить активный переход к «концепции» и «концептуальному искусству». При этом хочу отметить, что в искусстве появились произведения, вызывающие негативную реакцию, определенное отвращение. На мой взгляд, искусство должно «говорить» со зрителем эстетически выразительным языком, побуждая к позитивной деятельности и мировоззрению, даже если речь идет о негативной тематике. 

Для справки
«Физическая невозможность смерти в сознании живущего» («Акула в формалине») – художественная работа, созданная в 1991 году английским художником Дэмьеном Херстом, самым известным представителем группы молодых британских художников. Работа представляет собой резервуар с раствором формальдегида с помещенной туда тигровой акулой. «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» стала одним из наиболее знаковых образов современного искусства и символом Бритарта во всем мире.

– Как Вы оцениваете перспективы развития сферы искусства в Беларуси?

Будущее есть.

У нас есть свои традиции, школа. Есть исконно советская и белорусская живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и т. д. Однако молодые художники в большей мере переходят на подражание западноевропейским и американским мотивам и приемам. Это, конечно, не очень хорошо в плане развития белорусского искусства и культуры. В мировом искусстве, как и в дизайне, актуальны региональные направления: что-то самобытное, что свойственно именно определенной народности, местности и т. п. Россия в том же дизайне удачно соединяет традиционное декоративно-прикладное искусство с современными предметами (например, современные светильники с использованием хохломской росписи). 

– Если бы у Вас была возможность встретиться и поговорить с любой исторической личностью, кто бы это был?

Было бы интересно поговорить с замечательным российским художником, сценографом, иллюстратором Львом Бакстом, участником объединения «Мир искусства», который преимущественно работал в Санкт-Петербурге и Париже. Также хотел бы пообщаться с Анной Ахматовой, так как я поклонник ее поэзии.

– Как оставаться востребованным в сфере дизайна?

Держать руку на пульсе.

Нужно иметь свою точку зрения, чтобы было о чем рассказывать в своих работах. Следует быть в контексте современности. Как только где-то зазевался, ты уже устарел, ведь дизайн – такая область, которая быстро устаревает как в техническом, так и художественном плане. Надо работать. Нет такой крайней точки, когда ты много работаешь, а потом просто пожинаешь плоды. Нужно все время быть в поиске. 

Желаем Павлу Анатольевичу новых интересных проектов, побед в престижных конкурсах и творческого вдохновения как в искусстве, так и работе со студентами.


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Есть ошибка в тексте?
© times.bntu.by – 2017. Для использования материалов свяжитесь с нами через форму обратной связи
Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter