БНТУ – Новости, наука, люди и факультеты - сайт собирает в себе самые интересные материалы Белорусского национального технического университета.

О моде на экономические концепты

1117 
1
13 декабря в 11:00
О моде на экономические концепты

Сергей Юрьевич Солодовников довольно часто выступает в качестве эксперта на телевизионных ток-шоу, дает интервью белорусским СМИ, организовывает и проводит публичные лекции в БНТУ в духе традиций классических университетов («Теория и практика использования информационного оружия для получения рыночных преимуществ коммерческими организациями», «Революция менеджеров или почему победил Д. Трамп?», «Экономика рисков – современная политэкономическая реальность» и др.)

Для развития компетенций будущих специалистов в области экономики в рамках студенческого научного бюро «Модернизация экономики» кафедра «Экономика и право» регулярно приглашает известных ученых – это и доктор экономических наук, профессор, профессор Высшей школы города Миттвайда (Германия) С. В. Лукин с лекцией на тему «Ордолиберализм, или кому в Германии жить хорошо?», и доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономическая теория» Санкт-Петербургского горного университета М. М. Хайкин, выступивший в БНТУ с циклом лекций, и ученые, посещающие БНТУ в рамках конференций, традиционно проводимых кафедрой «Экономика и право» ФТУГ и ФГДЭ. 

Недавно Сергей Юрьевич принял участие в общественно-политическом ток-шоу о насущных проблемах Союзного государства «Есть вопрос!» на телеканале «БелРос», ведущим которого является историк, политолог, публицист, декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин. В эфире ток-шоу от 21.11.2019 С.Ю. Солодовников принял участие в дискуссии на тему «Нужны ли инженеры цифровой экономике?». Обсуждались вопросы подготовки инженерных кадров и их востребованности на рынке труда, престижа профессии инженера. В рамках телешоу Сергей Юрьевич впервые анонсировал открытие в БНТУ на базе кафедры «Экономика и право» нового направления специальности «Экономика и организация производства (экономическая безопасность промышленного предприятия)», что означает новый шаг на пути развития подготовки кадров инженерного-экономического профиля. Причем новый не только для нашей страны – направление специальности «Экономика и организация производства (экономическая безопасность промышленного предприятия) является уникальным для всего СНГ и предполагает подготовку специалистов на основе действительно системного подхода к решению проблем экономической безопасности государства и предприятий с использованием современных механизмов нейтрализации и предотвращения угроз и рисков.

На фото – С.Ю. Солодовников в эфире ток-шоу «Есть вопрос!» 

А 11 декабря Сергей Юрьевич порадовал студентов и сотрудников БНТУ очередной публичной лекцией, посвященной экономическим концептам и причинам их столь динамичного обновления, – «Мода на экономические концепты».

Свое выступление Сергей Юрьевич начал с просьбы задавать побольше вопросов по итогам лекции – вопросов, по возможности достаточно сложных.

На практике такое явление как мода на те или иные термины распространено очень широко и существует, по-видимому, со времен возникновения человеческой цивилизации. Но вместе с тем об этом говорить не принято, поскольку те, кто заменяет одно понятие другим, претендует не просто на замену слова, а на то, что речь идет о принципиально разных вещах.

«В чем же заключается практическое значение исследования такого явления как "Мода на экономические концепты"?! Сегодня виртуальный мир и явления виртуального мира занимают большее место, чем мир реальный. Все мы находимся в своего рода цифровой матрице. Большинство людей уже привыкло оценивать не само явление, а то, как оно представлено в интернете и в СМИ. Подменить одно понятие другим – означает тут же сформировать совершенно другую оценку явления», ­– отметил С. Ю. Солодовников. В свою очередь, это порождает лавинообразное увеличение числа квазиновостей и фейковых новостей, прежде всего, в Интернете. Фейковые новости, конечно, никогда не соответствуют действительности, но само по себе их появление имеет глубинные предпосылки, и их нужно осознавать и понимать.

«Другая проблема состоит в том, что человеческие ценности начинают выхолащиваться в свою противоположность. Чтобы никого не обидеть, мы начинаем использовать совершенно иные, громоздкие обороты речи, многие из которых уже сами по себе звучат абсурдно. Например, скоро мы будем говорить не "заика", а "человек с медленно повторяющимися оборотами речи". Конечно, все это существовало уже давно, но современные технические средства предоставляют больше возможностей это тиражировать», – отмечает Сергей Юрьевич.

По словам профессора Солодовникова, основной прием, который используется в современном экономическом, политическом и иных видах дискурса, – это прием подмены оснований. Прием подмены оснований представляет собой классическую логическую ошибку, вызванную нарушением закона тождества в процессе дискуссии. Закон тождества, в свою очередь, предполагает сохранение при повторении одного и того же устойчивого содержания каждой мысли, приведенной в умозаключении.

С сожалением Сергей Юрьевич констатировал, что социально-научное сообщество Беларуси рискует постепенно выпасть из общего информационного пространства, которое раньше охватывало СЭВ и создавало основу для обмена мнениями и стимулирования научных дискуссий, обмена учеными и т.д. В результате сложилась ситуация, при которой в нашей стране часть научных школ осталась (например, в области химических наук, медицины), а часть оказалась разрушена.

В современной науке увеличение числа концептов обусловлено и спецификой организации научных исследований, прежде всего, в западноевропейских странах и США. Почти вся зарубежная наука финансируется грантами из различных источников, за использование которых нужно отчитываться, то есть доказывать научную новизну проведенных исследований. Не редки случаи, по мнению С.Ю. Солодовникова, когда эта новизна доказывается переименованием уже существующих понятий, сопровождаемым обоснованием, что речь идет о совершенно новом по содержанию понятии. Так ведь проще всего.

Еще одна причина увеличения числа понятий, описывающих одни и те же явления, заключается в идеологии. Чтобы пояснить этот тезис, приведем цитату из статьи профессора, члена-корреспондента Российской академии наук Виктора Всеволодовича Богатова, иллюстрирующего на примерах введения социально-научного сообщества в заблуждение относительно источника научного знания: «Все большее распространение получает практика умышленного замалчивания (фактически присвоения) научных результатов своих коллег. Не секрет, что подобные "симптомы" уже наблюдаются в некоторых областях науки на Западе. По мнению академика Г.П. Георгиева, "часто, когда российский автор является лидером и новатором, цитируется не его работа, а следующая за ним работа западного автора. Прием здесь стандартный. Западный автор во введении замалчивает своего предшественника, а цитирует его мельком в обсуждении, как получившего сходные результаты. Далее все дивиденды идут вторичной работе" (цит. по: [Свердлов Е.Д. Миражи цитируемости. Библиометрическая оценка значимости научных публикаций отдельных исследователей // Вестн. РАН. – 2006. – Т. 76, – № 12. – С. 1073–1085. – С. 1084]). Академик Георгиев приводит пример из собственной практики, когда его новаторские работы с академиком В. А. Гвоздевым, Ю. В. Ильиным и др. о подвижности повторов в геноме, опубликованные в "Science", Cold. Spring. Harbour. Symp. Quant. Biol. "Chromosoma", были точно повторены американцами через полтора года. Они сослались на нас, но в обсуждении. В итоге потом цитировалась в основном их работа. Таких примеров можно привести великое множество. Одним из способов присвоения является переименование гена или белка" (цит. по: [Свердлов Е.Д. Миражи цитируемости. Библиометрическая оценка значимости научных публикаций отдельных исследователей // Вестн. РАН. – 2006. – Т. 76, – № 12. – С. 1073–1085. – С. 1084]). Еще один показательный пример привел член-корреспондент РАН Б. Ф. Ванюшин: "...одна из первых работ в мире по гидразинолизу ДНК принадлежит Бурьянову и мне. Когда я давал семинар в Гарварде, Гилберт (лауреат Нобелевской премии. – Авт.) пришел на него, оказалось, что он прекрасно осведомлен о наших работах, однако цитировать их ему, как он сказал, невыгодно, потому что в США это не принято: не получишь грант" (цит. по: [Свердлов Е.Д. Миражи цитируемости. Библиометрическая оценка значимости научных публикаций отдельных исследователей // Вестн. РАН. – 2006. – Т. 76, – № 12. – С. 1073–1085. – С. 1085]). Понятно, что подобная дискриминация отечественных (Российской Федерации – примечание Т. С.) деятелей науки является результатом сложившейся в годы "холодной войны" многолетней практики цитирования» [Богатов В.В. Этика в научной деятельности // Вестник ДВО РАН.– 2008. – № 1. – C. 144–157. – С. 153]. Таким образом, западная наука фактически использует труд ученых, чьи идеи не принято открыто разделять, но допустимо «прикрыто» заимствовать.

Сегодня экономика стала очень динамична. «Конечно же, и раньше были периоды динамики, – отмечает С.Ю. Солодовников, – но они наблюдались во время социальных или экономических надломов. Сейчас же мы попали в ситуацию "непрерывного надлома", то есть повышенного непроходящего динамизма. Иными словами, повышенная неопределенность и принципиальная непредсказуемость внешней среды сама по себе не уникальна, но уникально то, что мы постоянно в ней живем. Человек не может так быстро приспосабливаться к постоянным изменениям среды. Колоссальная динамика предполагает и постоянную смену господствующих технологий. Это, в свою очередь, порождает множество концепций». Вопрос, который задает Сергей Юрьевич – Насколько понятийные ряды одной экономической теории применимы к другой экономической теории? – по существу риторический.

Переименование одних и тех же явлений позволяет навязывать массу разнопорядковых концепций тем странам, которые не развивают свои социально-гуманитарные доктрины. Цель таких действий, по словам Сергея Юрьевича, заключается в подчинении своим интересам социально-научного сообщества. Заложение упрощенной терминологии в умы представителей социально-научного сообщества приводит к ситуации, когда в научной дискуссии ученых-экономистов начинает звучать: «Я считаю, что не надо определять исходные понятия, надо просто считать».

Хороший практик-экономист или управленец предвидит ситуацию на 5–7 лет вперед. В противном случае он, как специалист, будет конкурентоспособен только на стабильных рынках. Для прогнозирования же и разработки практических рекомендаций нужно знать фундаментальные принципы науки, чего многим сегодня не достает. По мнению С.Ю. Солодовникова, помочь преодолеть эти негативные для гуманитарной сферы тенденции может развитие навыков формулировки понятий и категорий.

Для этого начинающему исследователю необходимо иметь:

– определенные склонности;

– высокий уровень первичной начитанности;

– возможность находиться в определенной среде, где первоначально накопленный материал будет систематизирован;

– наличие Учителя, который сможет из способного человека сделать фундаментальщика.

В заключение лекции Сергей Юрьевич отметил, что мода на экономические концепты будет присутствовать всегда. Мода при этом носит социальный, политический и идеологический характер. На практике мы не сможем использовать концепт, который сейчас не в моде.

В качестве совета начинающим исследователям Сергей Юрьевич высказал следующее:

Не нужно бояться внешних негативных условий.
Для личностного роста всегда необходимо что-то преодолевать. 

Предусмотрительно Сергей Юрьевич оставил время и для вопросов из аудитории. Воспользовавшись данной возможностью, студентка 1-го курса Наталья Бытева поинтересовалась, преломлена ли в современном открытом мире тенденция сохранения в тайне новых технологий. Студентка 2-го курса Юлия Карпович спросила о том, какие существуют возможности выхода страны из технологической периферии, если та в нее попадает. Магистрант Елена Альшевская попыталась выяснить, существуют ли способы выявления приема подмены понятий в трудах серьезных ученых. Проблема приема подмены оснований в научном дискурсе заинтересовала и заведующего отделом экономики Института ЖКХ НАН Беларуси Василия Гурского.

Студентка 2-го курса Арина Милош обратила внимание на проблему игры понятий в отечественной науке: «Считаете ли Вы, что многие работы белорусских экономистов ходят по кругу, что многие научно-исследовательские работы не приносят реальный результат, а лишь повторяют вещи иными словами?» Нельзя не привести ответ Сергея Юрьевича на этот вопрос, который отчетливо видит данную проблему, поскольку в профессиональной деятельности регулярно сталкивается с необходимостью проведения экспертиз научных работ: «Во многих работах наблюдаются схожие проблемы. В частности, необходимый для научной работы обзор точек зрения зачастую подменятся простым перечислением трудов отдельных авторов; классическое научное цитирование подменяется попыткой пересказать своими словами; нормальным считается сказать "я так считаю"... Но в науке это недопустимо. Ученый должен не просто считать, а доказывать. Актуальна и проблема низкого уровня научной дискуссии. Радует то, что эти проблемы сегодня понимаются у нас в стране на самом высоком уровне. Кроме того, мы начинаем входить в европейское информационное пространство, более тесно интегрироваться с российским информационным пространством. А это значит, что увеличиваются возможности получения объективной внешней оценки».

Мы благодарим Сергея Юрьевича Солодовникова за интереснейшую лекцию, которая состоялась лишь благодаря его энтузиазму, высокой мотивации в работе и преданности профессии! Своими впечатлениями от лекции поделились и студенты.

Юлия Карпович, гр. 10804118: «Присутствовать на публичных лекциях С. Ю. Солодовникова всегда очень интересно и познавательно. Всякий раз Сергей Юрьевич затрагивает актуальные проблемы экономической науки, дает их глубокий анализ, проводит исторические параллели. Сегодняшняя лекция, посвященная моде на экономические концепты и научной методологии в 21 веке, не стала исключением. В своем выступлении Сергей Юрьевич охарактеризовал факторы, вызывающие подмену оснований экономических понятий, рассказал о роли фундаментальной науки. Следует отметить живой характер лекции, носящий форму диалога между лектором и аудиторией. Хочется поблагодарить С. Ю. Солодовникова за проведенную лекцию».

Наталья Бытева,  гр. 10804119: «Лекция была очень интересной! Спасибо Сергею Юрьевичу за уникальную возможность узнать столько нового. И самое ценное в лекции – это то, что такого не прочтешь ни в одном учебнике».

Вера Филипская, гр. 10804119: «Было очень полезно посетить сегодняшнюю лекцию. Сергей Юрьевич приводил примеры из истории, что позволяло легко понять материал. Также были оговорены актуальные проблемы экономики Беларуси и других стран. На мой взгляд, современная экономическая наука должна выработать ответ на данные вызовы».

Анна Ермакова, гр. 10804119: «Большое спасибо Сергею Юрьевичу за лекцию. Было очень интересно и полезно ее прослушать. Такие лекции мотивируют и к учебе, и к личностному развитию. Надеюсь, что они будут организовываться все чаще и чаще».

Валерия Войтешенок, гр. 10804119: «На публичной лекции "Мода на экономические концепты и научная методология в 21 веке", которую читал заведующий кафедрой "Экономика и право" доктор экономических наук, профессор С. Ю. Солодовников поднимались очень актуальные вопросы для экономической науки. На мой взгляд, лекция была очень позвательной, содержала очень много фактологической информации, а также затрагивала фундаментальные вопросы дальнейшего развития экономической науки. Я очень горжусь тем, что обучаюсь на кафедре "Экономика и право", где профессорско-преподавательский состав так много уделяет внимания научно-исследовательской работе, привлекая нас к ней. Выражаю благодарность за то, что обучаясь на 1 курсе, я уже имею возможность посещать такого высокого научного уровня лекции».


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Доцент кафедры «Экономика и право» Т.В. Сергиевич

Обсуждение
Для того, чтобы добавлять комментарии вам необходимо авторизироваться на сайте
Если у вас нету аккаунта – зарегистрируйте его!
Наташа

Спасибо Сергею Юрьевичу за такую познавательную и интересную лекцию!!!

Есть ошибка в тексте?
© times.bntu.by – 2017. Для использования материалов свяжитесь с нами через форму обратной связи
Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter