Минск разнообразный. Путеводитель для первокурсников по архитектурным достопримечательностям столицы

Минск разнообразный. Путеводитель для первокурсников по архитектурным достопримечательностям столицы

Минск – одна из немногих столиц, которую трудно причислить одной фразой к какой-либо культуре. Ни у кого язык не повернется назвать его западным городом, хотя все согласятся, что Минск немного напоминает европейские столицы. Отличие же от других культур еще более заметны. В архитектуре все меньше и меньше последовательности: на небольших участках находятся здания разных эпох, культур и стилей. Об основных архитектурных маршрутах по стилям нашей столицы расскажем в этом материале.

Наиболее ценным в историко-архитектурном отношении сегодня следует считать район Верхнего города, примыкающей к площади Свободы. Эта часть города, начиная с XVII в., получила значение торгового, культурного и административного центра. Отдельные каменные, капитальные здания XVII–XIX вв. сохранились до наших дней: Екатерининская церковь (Петропавловская церковь), бывший женский бернардинский монастырь с костелом (теперь – Свято-Духов кафедральный собор), бывший мужской костел бернардинцев (теперь – городской архив технической документации), Дом масонов, дом-усадьба Ваньковичей, группа монастырских корпусов и старые жилые дома. Некоторые объекты были восстановлены и обрели свое первоначальное место и вид: Минская ратуша и костел Святого Духа.

Монастыри Верхнего города являются уникальным типом монастырской храмовой архитектуры Беларуси XVI–XVIII вв. Схожие черты и структуру можно повсеместно найти в Гродно, Несвиже и др. Монастыри имеют замкнутый внутренний двор, тяготеющий к прямоугольной форме, корпуса в два-три этажа и с одной страны вплотную связаны с храмом.

Одним из поистине уникальных объектов является храм Святого Духа – единственный памятник на территории Восточной Европы голландского Возрождения. Это выражено в облике главного фасада, обращенного к площади в иллюзии его членения и уменьшения по высоте, использование полуколонн. Раньше в нишах находились скульптуры святых.

Это была своеобразная крепость. Мужской корпус с церковью образовывали юго-западную сторону, женский корпус – северо-восточную. Между собой их соединяла крытая галерея с маленькими окнами-бойницами, которая есть и сейчас.

При разделе Речи Посполитой в 1795 г. монастырь был закрыт, а из Свято-Духовского костела сделали Петропавловский православный собор в псевдорусском стиле, а в 1937 г. он был взорван советской властью. В начале 10-х гг. XXI в. костел восстановили в первоначальном виде (середина XVII в.), но он уже не несет сакрального значения, а является детской филармонией и концертным залом. До наших дней сохранился женский корпус монастыря (теперь – детская музыкальная школа искусств № 10 имени Евгения Глебова).

Также советуем посетить Троицкое предместье, а также Раковское, которое отделено от исторической части города протяженным высотным домом С. С. Мусинского на Немиге.

Не пропустите дом-усадьбу Ваньковичей, что находится на пересечении улиц Интернациональная и Зыбицкая – это классический пример белорусского усадебного дома. В середине XX в. в нем собирались прогрессивные деятели того времени: В. Дунин-Марцинкевич, С. Монюшко, В. Сырокомля и др. Дом одноэтажный, деревянный, но оштукатуренный, имеющий небольшой портик из четырех и более колонн. По бокам располагаются хозяйственные постройки: кухня и дом прислуги (сейчас они заняты под офисы). В доме сейчас размещаются музей хозяев и филиал Национального художественного музея. У рода Ваньковичей была и загородная резиденция, которая находится в районе Уручья, сейчас там ресторан.

Интересным явлением в советской архитектуре был конструктивизм. Революция 1917г., зарождение нового государства, новых взглядов и идей потребовали архитектуры без излишеств, без прошлого буржуазного декора – строгая и функциональная, призванная стать «духом» новой жизни. В то время архитектура СССР являлась самой передовой в мире. Люди должны были жить в домах-коммунах, что стало бы воплощением пролетарской идеи «обобществления быта» (такие дома сохранились в Витебске и Гродно). Также новой авангардной типологией стало появление клубов для рабочих и фабрик-кухонь, домов специалистов и т. д. В Минске сохранилось немного таких объектов, некоторые из них утрачены навсегда или перестроены.

Особую роль для Минска сыграл архитектор Георгий Лаврентьевич Лавров (1896–1967), являющийся автором первоначального проекта студенческих городков БНТУ и БГУ, Библиотеки имени Ленина, Академии наук и др. Все эти проекты носили черты конструктивизма: строгие геометрические формы, большие окна, продуманность, функциональность планировки и др.

Конструктивизм способствовал формированию новой роли женщины в обществе: он освободил ее от домашних обязанностей и вовлек в рабочий процесс. Так, хорошо сохранившимся памятником того времени является бывшая фабрика-кухня, которую можно найти стоя лицом к Дому правительства, повернув направо и пройдя немного вперед. Фабрика-кухня решила вопрос массового питания и позволила рабочим не отвлекаться на приготовление еды. Сооружение вмещало несколько столовых, кулинарных цехов и буфетов. В годы Второй мировой войны тут располагалась немецкая гостиница. К настоящему моменту здание реконструировали, сейчас в нем находятся офисы, рестораны и кафе.

Вся мощь гения Г. Л. Лаврова воплотилась в библиотеке имени Ленина, однако проект был не полностью воплощен по задумке автора: высокий корпус книгохранилища так и не был возведен. Тем не менее мы видим большие витражные окна и выделенный цилиндром читательского зала главный вход, единство материалов и лаконичность формы. Ступени бывшей библиотеки помнят, как по ним поднимались Янка Купала и Якуб Колас, Владимир Короткевич и Василь Быков, а также сотни других известных белорусов.

К 1932 г. настроения в архитектуре меняются, конструктивизм подвергается критике ввиду своей аскетичной строгости. Наступает период сталинского монументализма. Многие объекты претерпевают внешние изменения, которые сегодня можно наблюдать в облике фасада главного корпуса БНТУ и Академии наук.

В 1932–1945 гг. город охватывает неоклассический период, который после войны перерастает в сталинский ампир. Среди достопримечательностей столицы особое место занимает проспект Независимости, бывший Ленинский проспект. По всеобщему признанию проспект, особенно его центральная часть, является одним из лучших достижений советского градостроительства. Минск называют городом солнца, городом идеальных больших проспектов и нанизанных на них площадей, построенных с учетом золотого сечения, что видно в отношении ширины проспекта к высоте зданий. Проверить это возможно, сев на автобус № 100, в котором есть шанс услышать записанную экскурсию.

Одновременно с генеральным планом городской застройки был разработан проект детальной планировки центра города (архитекторы В. Король, С. Сперанский и Н. Трахтенберг), который был задуман как комплекс архитектурных ансамблей. В состав проспекта входила система площадей города: Ленина, Центральная, Победы, Свободы, Парижской Коммуны и озелененная долина Свислочи. Было намечено новое место для Центральной (Октябрьской) площади: территория, примыкающая к зданию ЦК КПБ, главной магистрали города и долине р. Свислочь, занимающая высокое плато, с которого сегодня можно было бы увидеть водно-зеленый диаметр до спортивного комплекса «Минск-Арена». В общем, в то время было достаточно много предложений по застройке площади, и о некоторых мы расскажем.

По одному из послевоенных проектов в центре новой огромной площади должен был вырасти первый минский небоскреб, который своими контурами будет напоминать знаменитые сталинские высотки. Подобные здания – символы советской мощи в конце 1940-х – начале 1950-х гг. появились не только в Москве, но и в Варшаве, Киеве, Риге и т. д.

Еще один проект Октябрьской площади был разработан архитекторами И. Фоминым и Е. Левинсоном. Согласно ему, внизу чуть правее центра – Купаловский театр, на правой стороне в центре – Дом офицеров (см. рис. ниже). Вместо нынешнего Дворца Республики предлагалось построить какое-то административное здание с круглой крышей, а все кварталы старого центра планировалось уничтожить.

Поиски достойного проекта продолжались довольно долго. В итоге в сентябре 1952 г. открыли десятиметровый монумент Сталина – самый большой в республике, а ровно через полгода «отец народов» умер. Еще через восемь лет, после развенчания культа личности, бронзового идола снесли.

В конце 1970-х гг. был объявлен конкурс на проект Дворца Республики, строительство которого затянулось в связи с распадом Советского Союза. Здание в духе модернизма появилось в начале 2000-х гг.

Дух советской эпохи можно уловить в архитектуре советского модернизма (или интернационального стиля), что кардинально поменял облик городов начиная с 20-х гг. ХХ в., а для нашей страны – с принятия Н. С. Хрущевым постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 г. Отцом «нового духа» можно считать французского архитектора Ле Корбюзье, определившего принципы – отправные точки – «современной» архитектуры: приподнятые над уровнем земли с помощью опор дома, плоские эксплуатируемые крыши, свободная планировка и фасады, ленточные окна. Однако ввиду периода сталинского ампира советский модернизм ориентировался на опыт более позднего западного, и в итоге привел его к наивысшей точке.

Яркий пример – застройка улицы Веры Хоружей, берущая начало от памятника Якуба Коласа и ведущая к Комаровскому рынку и домам-кукурузам. Эти шестнадцатиэтажные здания стали одним из символов советского Минска. Здесь нужно благодарить их необычную форму: пять высотных акцентов, построенных в 1980–2000-х гг., напоминают початки кукурузы. Интерес вызывает уникальная для нашей страны конструктивная система. Она представляет собой ствол, где расположены все коммуникации и лифты, на который как на детскую пирамиду «надеваются» этажи. Это позволяет освободить пространство первого этажа и внутри свободно расположить помещения.

Наравне с домами-кукурузами на проспекте Машерова располагаются два уникальных дома-терки, получивших такое прозвище благодаря ритму своих балконов.

Одним из грандиозных проектов является всем известный дом на Немиге архитектора Сергея Степановича Мусинского (1920–2002), который также автор таких знаковых для Минска объектов, как Дворец искусств, здание Мингорисполкома на площади Независимости, станция метро «Немига» и др.

По грандиозному проекту архитектора улица Немига должна была дублировать тогдашний Ленинский проспект и быть решена в два уровня: первый – для транспорта, второй – для людей. С. П. Мусинский хотел вдоль улицы возвести дома и пропустить через них мосты. Для реализации этой идеи Минск потерял свою извилистую историческую улицу с малоэтажной застройкой и приобрел широкую улицу, так как тогда была сильна идея города для машин. Тем не менее полностью воплотить проект помешал распад СССР. Сегодня, проходя по Немиге, если внимательно присмотреться ко второму ярусу, где расположен универмаг, можно увидеть выступающие балки, оставленные для будущих мостов.

Однако дух сентиментализма к истории должен был быть передан в форме ладьи в решении ресторана: трактовка архитектурных деталей в виде шлемов, мечей (см. рис. ниже). Сейчас на этом месте располагается Макдональдс.

Особо ценным для истории и архитектуры считается не отдельно стоящий объект, а сохраненная аутентичная среда – группа объектов. Так, микрорайон Восток-1 задумывался как парадный ансамбль, встречающий гостей столицы на въезде из Москвы, четыре шестнадцатиэтажных здания, формирующих ритмичный фасад района, – его лицо. Архитекторам удалось преобразить обычную брежневку: расположив сады на крыше, многочисленными встроенно-пристроенными «предприятиями обслуживания населения» и красочными грандиозными мозаиками, автором которых является отец художественно-монументальной школы Беларуси Александр Кищенко.

К выполненным общественным объектам можно отнести кинотеатр «Октябрь», корпус БНТУ № 15, бывшее здание дома быта (сейчас там располагаются Паритетбанк и Национальная школа красоты), выставочный комплекс «БелЭкспо» и др.

Уникальным явлением в градостроительстве и архитектуре Минска стало создание водно-зеленого диаметра: через весь город проходит система водоемов, которая сопровождается зеленым пологом парков, бульваров и скверов от водохранилища Дрозды до микрорайона Шабаны. Его уникальная черта – чрезвычайно высокий уровень эстетики примененных ландшафтных решений. Кроме того, застройка парковой магистрали (сейчас проспект Победителей) формируется с учетом ее видовых восприятий силуэта, акцентов высотных зданий на рельеф (гостиница «Беларусь» или здание профсоюза).

К 1976 г. водно-зеленый диаметр был по сути закончен, но архитекторы на нем не остановились. Следующим этапом должно было стать водное кольцо, образованное с помощью ресурсов р. Вилии на основе Свислочских притоков Слепянки и Лошицы, однако его так и не достроили.

Минск полон интересных и неповторимых объектов, и мы можем гордиться этим уникальным архитектурным и историческим наследием: православной готикой, виленским и сарматским барокко и многим другим. Город не стоит на месте, появляются новые объекты на проспектах Победителей и Дзержинского. В день рождения Минска хочется пожелать ему новых архитектурных жемчужин и любящих его горожан.

P. S. Адреса упомянутых достопримечательностей:

  • концерт-холл в Верхнем городе (костел Святого Духа) – пл. Свободы, 23а;
  • дом-усадьба Ваньковичей – ул. Интернациональная, 33а;
  • фабрика-кухня – ул. Свердлова, 20;
  • здание Совета Республики (библиотека имени Ленина) – ул. Красноармейская, 9;
  • дома-кукурузки – ул. В. Хоружей, 10, 14, 18, 22, 24;
  • дома-терки – пр-т Машерова, 38, 42;
  • дом на Немиге – ул. Немига, 6;
  • бывшее здание дома быта – ул. Мельникайте, 2, 4;
  • выставочный комплекс «БелЭкспо» – пр-т Победителей, 14.

Автор материала: Никита Зайцев, гр. 11102117

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Вам будет интересно
Новости Times Все новости
23 сентября 2021 18:20
«Уверены, что все получится в совместной работе!» БНТУ посетили делегации двух вузов Республики Узбекистан
В БНТУ с 20 по 23 сентября 2021 года принимали делегации Наманганского инженерно-технологического института (НамИТИ) во главе с ректором Одилжоном Маматкаримовым и Наманганского инженерно-строительного института (НамИСИ) во главе с ректором Шариббоем Эргашевым.
23 сентября 2021 12:30
Связь времен
Республика Беларусь 17 сентября 2021 года впервые праздновала новый важный для себя праздник, знаменующий единение белорусского народа, и в этот же день жители 15-го общежития студенческого городка БНТУ посетили библиотеку-филиал № 13 ГУ «Минская городская библиотечная система» и поближе познакомились с историей возникновения Дня народного единства.
23 сентября 2021 12:18
Волонтерство: почему изменять мир и помогать другим полезно и круто
Тебе хочется быть полезным? Попробовать себя в чем-то новом? Присоединяйся к команде волонтерского центра БНТУ!
23 сентября 2021 11:20
Круглый стол «Народное единство. Патриотизм. Национальная безопасность»
С 15 по 18 сентября 2021 года в рамках мероприятий, посвященных Дню народного единства, кафедрой философских учений были проведены круглые столы.