В день памяти и скорби
Зажги свечу свою.
Со всеми вместе вспомни
Прошедшую войну,
Июньский день, где бомбы
Прервали детский смех,
Тот день, где был разорван,
На «до» и «после» – век.
Степан Кадашников
Страшные события Великой Отечественной войны начались на рассвете летнего дня – 22 июня 1941 года. С этого момента и до 9 мая 1945 года Беларусь стала ареной самых крупных битв и кровопролитных сражений. Мы, будучи потомками ветеранов, обязаны нести память через года и чтить погибших в этих сражениях.
Ежегодно в памятные даты в нашей стране проводятся исторические реконструкции боевых действий, чтобы современная молодежь могла увидеть, каким трудным был путь к победе и что действительно происходило на теперь уже мирной территории свободной страны.
В преддверии Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа мы пообщались с одним из студентов Белорусского национального технического университета, который является участником многих исторических реконструкций, – Александром Романюком. Парень уже два года принимает участие в мероприятиях по реконструкции боевых сражений на территории различных исторических комплексов.
– Сам по себе предмет «История» очень интересный и был близок мне со школьных времен. Мы посещали различные экскурсии, в том числе Брестскую крепость. Два года назад я поступил в Белорусский национальный технический университет на автотракторный факультет, и именно здесь заместитель декана факультета Елена Александровна Гриневич предложила нам, студентам, съездить на исторический комплекс «Линия Сталина» и принять участие в первой для меня реконструкции. С этого момента и начался мой путь в этой области.
К слову, этот труд отнюдь не легкий, ведь события воспроизводятся с детальной точностью. Другими словами, если 80 лет назад ящик с боеприпасами весил 50 килограммов, то и сейчас он будет весить столько же. Именно поэтому, помимо личного интереса, важную роль играет и физическая подготовка участника.
– В зависимости от роли меняется и задание, и нагрузка. К примеру, на последней реконструкции – 28 мая – мы выступали в роли пиротехников. Пройдя технику безопасности, мы получили техническое задание и от нас зависело, в какой момент сработает определенная пиротехника, что, естественно, добавляло ответственности за точность исполнения реконструкции. За эти два года я выступал в разных ролях: мирный житель, пиротехник, стрелок Красной армии, немецкий захватчик и даже наводчик танка.
Что касается девушек, то они тоже допускаются к историческим реконструкциям. Правда, только в роли мирных жителей.
– Да, в наших рядах присутствуют и девушки, но только в роли мирных жителей. Многие интересуются о ролях медицинских работников, и здесь следует кое-что прояснить. Большое количество медицинского персонала на поле битвы навязано кинематографом, где во многих сценах раненых выносят хрупкие девушки-медики. На деле все было немного иначе. В то время медицинских работников было очень мало, их не хватало и базировались они обычно в госпиталях, принимая участие только в больших стычках армий. Именно поэтому в реконструкциях для девушек доступна только роль мирного жителя.
После участия в исторических реконструкциях, организованных историческими комплексами, многие участники получают приглашения на съемки полнометражных фильмов, как, например, коллега Александра Егор Шуляк (уже окончил обучение в Белорусском национальном техническом университете).
– Я принимал участие в различных реконструкциях: в деревне Станьково, Брестской крепости, Витебске и под Дзержинском. Там знакомился с людьми из разных областей и всегда узнавал что-то новое. К сожалению, пока что не принимал участие в кинематографическом движении, но хотелось бы попробовать себя и в этой области. В основном такие предложения поступают уже опытным участникам, которые имеют возможность и некоторое снаряжение вроде военной формы.
Чтобы точно воссоздать события той или иной битвы, одного желания мало. Над этим трудится целая команда: сценаристы, историки, режиссерская группа, костюмеры и многие другие.
– Сведения о той или иной битве всегда берутся из разных источников. Это могут быть какие-то документальные записи, рассказы очевидцев или литература, ведь в то время очень часто записывали все: от конфликтующих сторон и мест событий до схем и тактики нападения или обороны. Когда есть четкий сценарий, точность воспроизведения зависит уже от наличия всех составляющих и компонентов. Иногда от настроения участников реконструкции и даже погодных условий, ведь если внезапно пойдет дождь, переносить мероприятие не будут.
Международное сотрудничество в этой области также активно развивается. В нашей стране движение исторических реконструкций находится на достаточно высоком уровне, что обуславливает интерес иностранных коллег.
– В Европе довольно часто снимают короткометражные фильмы о различных исторических событиях. Бывает такое, что люди приезжают к нам за вдохновением, почерпнуть идеи, обменяться опытом и пообщаться с участниками. Мы же стараемся и дальше держать планку и работать на результат.
О своей работе участником Александр отзывается очень тепло и выражает огромный интерес к продолжению деятельности в этом направлении.
– Когда ты сам являешься участником, это намного интереснее. Процесс очень увлекательный, красивый и эмоциональный. Каждая реконструкция – это новые впечатления и своеобразная доза адреналина. Ты всегда получаешь какие-то эмоции и отдаешь их зрителю, тем самым пронося через года память о тех страшных событиях и подвигах наших предков. Это всегда стоит пройденного пути.
Если вы заинтересовались участием в подобного рода мероприятиях и хотите попробовать себя в роли участника исторической реконструкции, можете написать Александру и задать волнующие вас вопросы.