БНТУ – Новости, наука, люди и факультеты - сайт собирает в себе самые интересные материалы Белорусского национального технического университета.

Университет в лицах: Комаровская Виктория Маратовна

980 
0
14 января в 08:00
Университет в лицах: Комаровская Виктория Маратовна

Хотела всю жизнь провести за токарным станком, случайно попала в магистратуру и часто повторяет слово «человечность» – все это о Комаровской Виктории Маратовне, заведующей кафедрой «Вакуумная и компрессорная техника» инженерно-педагогического факультета. Героем этого интервью преподаватель стала не случайно – недавно ее профиль был занесен на Доску почета Белорусского национального технического университета.             

О юности и поступлении

– Я родилась в Минске, здесь же окончила среднюю школу. С юности у меня проявлялась большая любовь к математике. Считаю, что эта наука является основой всего. Школьный класс у нас тоже был сильный в математике, даже были соревнования между собой: кто больше и круче решит. 

С 9 класса у меня была мечта – поступить на механико-математический факультет Белорусского государственного университета. Однако для поступления мне не хватило одного балла. Тогда папа предложил рассмотреть машиностроительный факультет в БНТУ, который оканчивал он сам. Отец привел меня в университет, мы вместе прошлись и узнали, что на инженерно-педагогическом факультете открывается новая специальность «Профессиональное обучение» по направлению «Машиностроение» с присвоением квалификации «инженер-педагог». Меня это заинтересовало, и я решила попробовать свои силы. 

Для поступления необходимо было сдать физику и математику. К математике не готовилась, потому что считала, что в этом я профи. А вот физикой занималась усердно. В итоге по математике получила 3, а по физике – 5. 

О студенчестве: «успеть все и сразу»

– На первом курсе у нас была дисциплина «Введение в специальность», которую вела Мазурина Светлана Владимировна (сейчас уже не работает на факультете). Она нас очень заинтересовала специальностью. После ее лекций мы хотели быть и педагогами, и инженерами. В принципе, из всей группы у нас только несколько человек не работают по специальности, остальные связали свою жизнь с педагогикой или инженерией, некоторые работают в Министерстве образования Республики Беларусь.

Группа у нас была дружная, мы до сих поддерживаем связь, каждый год встречаемся. Тогда у нас не было гаджетов, поэтому студенческое время было живым и веселым. Весной и осенью мы ездили на межуниверситетские турслеты, с которыми связаны одни их самых ярких воспоминаний о студенчестве. На турслетах каждый мог проявить себя в экстремальной ситуации, что сближало коллектив.

На третьем курсе Виктория Маратовна устроилась токарем на экспериментально-опытный завод и мечтала работать на станке всю жизнь, но что-то пошло не так. Вернее, в итоге все получилось даже лучше.

– Наша специальность предполагала, что мы можем работать мастерами, поэтому нам давали разряды. Я была сначала учеником токаря, потом токарем, потом уже мастером на участке. Работала полный восьмичасовой рабочий день, при этом у меня была именная стипендия (были все пятерки). Конечно, на последних курсах какие-то пары приходилось пропускать, какие-то переносить, но это были профильные предметы, а так как я уже была практиком, то для меня не было трудностей со сдачей экзаменов.

Одновременно с учебой и работой студентка занималась настольным теннисом.

– Моя тренер всегда говорила: «Вика, ты все сможешь». Она привила то, что при желании можно успеть все. Она до сих пор тренирует ребят в БНТУ (уже моих студентов), да и я периодически забегаю к ней на тренировки. Каждый год принимаю участие в спартакиаде среди работников вуза и занимаю призовые места по настольному теннису.

О распределении, аспирантуре и первом опыте преподавания

Мой декан всегда говорил, что мне нужно учиться дальше. Однако я думала, что это не мое, хотела работать за станком. Тем не менее получилось так, как говорил декан.

При распределении перед Викторией Маратовной стоял выбор: уехать отрабатывать в деревню или поступить в магистратуру. Она выбрала второе.

– Когда поступила в магистратуру, декан предложил должность инженера на кафедре на 0,5 ставки. Я согласилась и уволилась с завода. Это было интересное время. Тогда же у меня был первый опыт преподавания: если кто из преподавателей болел, магистрант мог заменить его на лабораторных. Сейчас такая практика не приветствуется, хотя это очень круто. Передо мной были мои одногодки, и мне нужно было рассказать им так, чтобы они поняли. За это не платили, но это был хороший опыт.

О начале преподавательской деятельности

После окончания магистратуры Виктория Маратовна поступила в аспирантуру. Некоторые ее школьные учителя не могли поверить, что она будет преподавателем. Говорили, что это совершенно не ее, но оказалось вовсе не так. 

После окончания аспирантуры в 2007 году Виктория Маратовна начала преподавать. Первой дисциплиной была «Вакуумные механические насосы», которая до сих пор остается у преподавателя самой любимой, потому что на каждой лабораторной она со студентами разбирает насосы и точно знает, что если студент придет на завод, он не будет бояться.

– Первое время было страшно заходить в аудиторию, особенно к заочникам, так как там студенты, которые уже работают по специальности и знают, о чем ты говоришь.

О кураторском опыте и работе со студентами

Не один раз Виктория Маратовна становилась лучшим куратором БНТУ. Даже сейчас, будучи заведующей кафедрой, у нее на кураторстве есть две группы.

– Первая группа, куратором которой я являлась, была в 2011 году. Тогда мне было страшно зайти в общежитие. Я думала о том, как мотивировать студента, чтобы в комнате было чисто? И я не скажу, что такая возможность есть всегда (чтобы он убирал), но надо всегда разговаривать. Бывают дни, когда принимаю по четыре студента на личные встречи, потому что у них какие-то вопросы или проблемы. Тогда я сильно устаю, но знаю, что это необходимо.

– Что вы считаете самым важным при работе со студентами? 

– Быть настоящим, ведь они все чувствуют. У нас очень дружный преподавательский коллектив, и каждый относится к студентам как к своим детям. С этим мне повезло. Также мы много времени уделяем тому, чтобы подробно рассказать, чем могут заниматься студенты после выпуска. К примеру, собираем нашу специальность с первого по пятый курсы и приглашаем выпускников, которые уже чего-то достигли. Они рассказывают о студенчестве, об опыте работы. 

О работе на должности заведующей кафедры

 Заведующей я стала в 2013 году. До этого просто исполняла обязанности, потом уже вступила в должность. Когда мне предложили это место, то сначала подумала, что это шутка. Я работала доцентом, у меня был маленький ребенок, заведующий кафедрой у нас был молодой (Иванов Игорь Аркадьевич), поэтому таких изменений я не ожидала. Так получилось, что И. А. Иванова пригласили на должность декана механико-технологического факультета, а меня на его место. Сначала я испугалась: много бумажной работы, большая ответственность. Позже потихоньку привыкла. И тогда, и сейчас помогает коллектив.

В работе заведующей для Виктории Маратовны очень важны человеческие отношения. Она считает, что всегда нужно искать компромисс в решении каких-то проблем.

– Какой период своей карьеры Вы бы выделили?

– Теперешний, потому что я уже не боюсь моментов, которых боялась в начале. Семья сейчас поддерживает меня (сразу говорили, что я живу на работе). Единственное, хотелось бы больше заниматься наукой.

О Доске почета БНТУ

– Для меня занесение на Доску почета было неожиданным. Считаю, что у нас есть много достойных людей на факультете. Конечно, приятно, ведь я не была уверена, что моя кандидатура пройдет, потому что у нас большой и талантливый коллектив. 


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Есть ошибка в тексте?
© times.bntu.by – 2017. Для использования материалов свяжитесь с нами через форму обратной связи
Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter