БНТУ – Новости, наука, люди и факультеты - сайт собирает в себе самые интересные материалы Белорусского национального технического университета.

«Образование должно быть с человеческим лицом». Интервью с деканом ФТУГа Геннадием Михайловичем Бровкой

4034 
0
Вчера в 22:00
«Образование должно быть с человеческим лицом». Интервью с деканом ФТУГа Геннадием Михайловичем Бровкой

На сайте БНТУ о Геннадии Михайловиче Бровке можно прочитать лишь то, что он является кандидатом педагогических наук и возглавляет ФТУГ с 2009 года. Но студенты, преподаватели и просто те, кто хоть раз общались с деканом, однозначно скажут: об этом человеке можно рассказать гораздо больше. С этой целью мы и встретились с Геннадием Михайловичем, задали вопросы о его карьере и обязанностях, отношении к студентам, дистанционном обучении, спорте и многом другом. 

Что кроме диплома остается после учебы, чего не хватает современному образованию, какие качества ценят в студентах, почему важны такие мероприятия, как «Весна БНТУ»? Ответы на эти вопросы и не только — в нашем интервью.

– Расскажите, с чего начинался Ваш профессиональный путь. Как давно Вы работаете в БНТУ?

Родился я в городе Гомель, там закончил школу. Высшее образование получил в Московском энергетическом институте по специальности «Турбиностроение». Служил в армии, одно время работал в научно-исследовательском институте, а в 1994 году пришел в БНТУ. Это уже больше 25 лет назад… Можно сказать, почти вся моя жизнь связана с университетом. Я был начальником управления международных связей, занимал должность проректора университета по внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству, заведовал кафедрой "Таможенное дело". Сегодня я являюсь деканом одного из лучших и уникальных в своем роде факультетов БНТУ – факультета технологий управления и гуманитаризации.

Поясните, что подразумевают «технологии управления и гуманитаризация»? Почему именно так был назван факультет?

Изначально факультет создавался с целью решения управленческих вопросов для реальных секторов экономики: строительства, машиностроения, энергетики, архитектуры. Были факультеты, на которых готовили инженеров-строителей, инженеров-механиков, инженеров-энергетиков, архитекторов, экономистов... Но нигде не готовили менеджеров, управленцев, и первые специальности ФТУГа как раз обслуживали это направление. Отсюда — «технология управления». Что касается «гуманитаризации», она подразумевает изучение комплекса гуманитарных дисциплин: философии, истории белорусского государства, социологии, политологии, экономической теории. Все эти кафедры нашли свое место и были сосредоточены на нашем факультете. Ведь задача университета — подготовить не только хорошего инженера, но и хорошего человека, носителя определенных идеалов. Образование должно быть с человеческим лицом. Такая идея была заложена в название факультета.

– Много ли было работы на факультете, когда Вас назначили деканом?

Работы всегда много. Когда я только пришел, на факультете было три специальности, а сегодня их уже семь. В целом, есть две вещи, которые характеризуют работу факультета. Во-первых, это наличие абитуриентов, во-вторых — востребованность наших выпускников и в госсекторе, и в бизнесе. И то, и другое нами успешно реализовывается. Мы интересны для абитуриентов, о чем свидетельствует сложившийся конкурс, а наши выпускники, в свою очередь, востребованы на рынке труда. Это значит, что мы работаем не зря, значит, мы нужны и обществу, и молодым людям, и государству.

– Расскажите, что входит в обязанности декана ФТУГа? Как Вы организовываете свой рабочий день?

Скажу однозначно: времени не хватает. Одна часть дня — это образовательный процесс, вторая — научный, куда входят проведение исследований, участие студентов в Республиканском конкурсе научных работ, магистратура, аспирантура. К тому же приходится решать широкий спектр организационных вопросов, которые появляются порой совершенно неожиданно. А факультет у нас довольно большой: здесь более 200 преподавателей и около 1500 студентов. Например, сейчас каждый день нужно объяснять студентам и их родителям, почему молодые люди не могут изолироваться, не ходить на занятия или уехать из Минска домой. Все это требует времени и энергии. В мои обязанности также входит решение вопросов быта студента как в общежитии, так и в самом 9 корпусе. Простейший пример: три дня назад мы повесили шесть дозаторов с антисептиками, а сегодня их только два. Куда делись остальные, не понятно. Как мы решаем этот вопрос? Пытаемся убедить работников и студентов, что эти дозаторы представляют общественный интерес. Я говорю, что нельзя быть эгоистами, и призываю думать о безопасности нашего небольшого общества внутри ФТУГа. Такие неожиданные вопросы приходится решать всем деканам.

– Какие вопросы стоят на повестке дня сегодня? Поделитесь своими планами касательно развития факультета.

Мы планируем открытие новых специальностей. Уже в этом году мы откроем набор на специальность «Экономическая безопасность предприятия». Такое направление есть в университетах Украины, Российской Федерации, для нас же оно станет новым, можно сказать, экспериментом, пробой. Студент этой специальности получит широкие и многогранные знания, которые сможет применить на предприятии, преимущественно государственном. Выпускники данной специальности получат квалификацию «инженер-экономист».

Также у нас есть замысел в 2021 году открыть специальность «Переработка вторичных ресурсов». Думаю, каждый сегодня понимает, насколько важно собирать мусор раздельно, растет потребность в развитии коммунального хозяйства. Но для этого необходимо современное производство, нужна организация. Мне кажется, данная специальность будет пользоваться популярностью.

И еще одно интересное направление, которым мы сейчас занимаемся, — это «Цифровая экономика». С каждым годом наше общество становится все более транспарентным. Наше государство активно внедряет идею электронного правительства, что предполагает возможность решения многих рабочих вопросов посредством цифровых технологий, интерактивного общения. Поэтому специалист в этой области должен быть не просто экономистом или менеджером — он должен обладать знаниями в области использования и управления цифровой экономики.

– Вы входите в состав общественно-консультативного совета при Государственном таможенном комитете (далее – ГТК). Расскажите, чем занимается этот совет и какие у Вас обязанности в рамках его деятельности?

Кроме представителей бизнеса и государственных организаций в этот совет входят работники высших учебных заведений, на базе которых готовят специалистов таможенного дела: БНТУ, БГУ, БелГУТ и ГрГУ им. Я.Купалы. Мы работаем с ГТК в области таможенного образования, стремимся обратить внимание бизнес-сообществ на стремление наших студентов получить практические знания, полноценно использовать время, отведенное на производственную практику. И мы находим поддержку руководства ГТК и предприятий в создании необходимых для этого условий.

Также такое сотрудничество позволяет из первых рук получать достоверную информацию о том, какие процессы происходят в таможенном деле, какие компетенции хотят видеть у потенциальных работников, над чем работает ГТК, какие нормативные документы принимаются.

И мы знаем, что готовим хорошие кадры для наших таможен, нас ценят. Около 40 выпускников БНТУ ежегодно идут работать в таможенные органы. И мы стремимся к тому, чтобы в системе таможенных органов нашей страны работали 10-25% людей, окончивших специальное направление в университетах — таможенное дело. Зарплата и жилье, несомненно, важны, но и внутренний корпоративный дух должен присутствовать. Студенты должны понимать: они будут служить государству.

– Вы являетесь соавтором книги «Психология управления». Как появилась идея книги и проходила работа над ее написанием?

Если говорить по конкретно этому пособию, я являюсь кандидатом педагогических наук, и эта тема меня интересует давно. Удалось зажечь соавторов, прекрасных психологов, так и появилась эта книга. Сейчас меня больше интересуют вопросы инновационной и национальной безопасности в разные периоды развития нашего государства. Под моим авторством также изданы пособия «Информационная безопасность», «Национальная безопасность».

– В списке Ваших публикаций немало работ, материалов на иностранном языке. Вы хорошо владеете английским?

Английский — мой второй иностранный язык. По мере того, как удается подготовить доклады или тезисы на иностранном языке, я выступаю с ними на конференциях как в Беларуси, так и за границей: в России, Польше, Германии, Швеции, Норвегии.

– Вы читаете студентам такие дисциплины, как «Международное сотрудничество», «Национальная безопасность». Ваш опыт работы в управления международных связей помогает в преподавательской деятельности?

Да, конечно. Это позволяет перенимать опыт зарубежных коллег, в каких-то вопросах стремиться работать не хуже, а в каких-то и опережать их.

Вы называете студентов по имени и отчеству. Очень интересно, с чем это связано?

Ответ прост: я вижу в студенте человека, почему не называть его по имени и отчеству? (улыбается). Таким образом я демонстрирую свое уважение.

– Нравится Вам работать со студентами?

Безусловно. Если профессия тебе не нравится, зачем же ее выбирать. Таким образом можно сделать хуже и себе, и окружающим.

– Как необходимо организовывать учебный процесс, чтобы система образования оставалась конкурентоспособной? Что Вы думаете о дистанционном образовании?

Интересный опыт, с которым нам пришлось столкнуться ввиду обнаружения в БНТУ коронавирусной инфекции, показал нам необходимость уделять больше внимания электронным формам общения со студентами. Нужно признать: долгое время мы были довольно консервативны, мало использовали интернет для налаживания контактов со студентами. А это, как оказалось, и полезно, и интересно, и экономит временные ресурсы. Чего нам не хватает сегодня? Разумеется, вай фая и онлайн-платформы для проведения лекций в видеорежиме. Такие платформы существуют, но нам их предлагают только платно. Я надеюсь, что в скором времени данный ресурс станет доступным для всех университетов. Мы увидели, что дистанционная форма обучения должна быть встроена, мы должны ее всячески развивать.

Но недостатки у дистанционных занятий тоже есть. Читая лекцию в аудитории, по глазам, по реакции студентов можно понять, где нужно ускориться, а что нужно разъяснить более подробно. А в интернете ты не знаешь, как воспринимается информация: понимают ли тебя студенты и вообще, интересна ли им тема. Отсюда возникает определенный дискомфорт. Что касается семинарский занятий, на них есть возможность позволить студенту выступить перед аудиторией, например, с рефератом. Деятельность специалиста с высшим образованием, как правило, публичная — нужно уметь выступать перед аудиторией, доказывать свою правоту. Дистанционная форма обучения нам этого сделать не позволит.

– Что Вы думаете о студенческой жизни на факультете? Насколько важна внеучебная деятельность?

Хочу сказать, что наша студенческая среда меняется, ребята стали больше интересоваться жизнью университета. Очевидные примеры — это университетская газета «Весцi БНТУ» и новостной портал Times, с помощью которых мы апеллируем к преподавательско-студенческому обществу. Ребята повсеместно выносят на обсуждение темы, которые нас интересуют, заполняют своим контентом внутриуниверситетское пространство. Кстати, Кривошеев Андрей, выпускник кафедры менеджмента, сегодня возглавляет Белорусский союз журналистов. Наташа Тарасюк — также выпускница нашего факультета — ведущая первого канала. В БНТУ она состояла в первом студенческом совете.

Я считаю, что внеучебная деятельность чрезвычайно важна. Участие в таких мероприятиях, как «Весна БНТУ», День первокурсника, День факультета, в спортивных соревнованиях и даже во флешмобе, который ежегодно организовывается на ФТУГе, учит студентов преодолевать стресс, страх, косноязычность. Студентам и преподавателям удается создать особую атмосферу в университете, здесь БНТУ можно позавидовать.

Вся жизнь в университете готовит человека к его будущему, студенческая жизнь во многом формирует будущего гражданина. Очень жаль, что мы сейчас переживаем такое время, когда многие мероприятия пришлось отменить.

– Вы говорили, что на ФТУГ приходят одни из лучших школьников Беларуси, а уходят одни из лучших специалистов. Гордитесь ли Вы своими выпускниками?

Конечно, горжусь. Десятки выпускников ФТУГа работают за рубежом: в Германии, в Испании, в Дании, в Швеции. А посмотрите на таможенное дело. Наши выпускники — начальники отделов таможен и управлений ГТК. Их фотографии есть на нашем сайте. Очень горжусь и выпускниками магистратур.

– Какие качества Вы цените в студентах?

Я бы сказал, увлеченность, любознательность, желание многое успеть и чувство юмора. Это те качества, которые ценят большинство людей друг в друге. Понимаете, студенты — это самая передовая часть молодежи. Это молодые люди, которым нужны знания.

Но есть и те, кто меня расстраивает. Например, девушки, которые ругаются матом, особенно в компании юношей. Часто замечаю такие ситуации, когда хожу из одного корпуса в другой. Такие неосторожные, несдержанные высказывания очень режут ухо и разрушают романтический образ девушки.

– Какими критериями Вы руководствуетесь при приеме на работу преподавателей?

Я обращаю внимание на квалификацию человека и порядочность.

– Как Вы проводите свое свободное время?

За чтением книг, с семьей. Раньше свое свободное время я организовывал лучше, проводил его в спортивном зале. Я был мастером спорта по легкой атлетике, бегал спринт в составах сборной Беларуси, сборной Москвы, юношеской сборной СССР. В нашем музее спортивной славы БНТУ, который находится в 11 корпусе, даже есть фотография. Сейчас я спортом не занимаюсь, только физкультурой.

– Любите путешествовать?

Да, люблю. Я был во многих странах, но ближе всего ко мне именно немецкоязычные государства и Скандинавия. Там я чувствую себя комфортно в силу отсутствия языковых барьеров: я свободно говорю на немецком языке.

– Как считаете, какие у Вас сильные качества?

Наверное, целеустремленность. Если честно, мне легче говорить о качествах другого человека, чем о своих.

– В этом году БНТУ празднует свое столетие. Что бы Вы пожелали студентам, заставшим эту дату?

Получать удовольствие от учебы в университете, мечтать, жить в гармонии и все успевать. Понимать, что у них хороший фундамент для старта успешной карьеры, всячески проявлять и показывать свои способности, таланты, стремления. И конечно, искать интересные общения в рамках университета (улыбается). У нас есть факультеты, которые считаются женскими, как наш ФТУГ или ФММП, а есть факультеты, на которых учатся по большей части юноши. На работе и времени, и возможностей на такое общение будет меньше.

Я бы хотел, чтобы по окончании университета выпускник БНТУ сказал: “Это были мои лучшие годы, ведь я попытался успеть все. И ходить в театры, и тусоваться, и влюбиться, и разочароваться, и, в конечном итоге, выбрать ту профессию, которая будет меня кормить”. Что кроме диплома останется у человека по окончании учебы? Образ мышления. У студентов политехнического университета образ мышления прагматичен. А прагматизм — это достоинство реального образования, достоинство, которое позволит трудиться и смело идти по жизни.

 

26 марта Геннадий Михайлович празднует свой День рождения. От всей души поздравляем декана с наступающим юбилеем! Желаем крепкого здоровья, благополучия в семье, творческих успехов, порядочных преподавателей и увлеченных студентов!


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Обсуждение
Для того, чтобы добавлять комментарии вам необходимо авторизироваться на сайте
Если у вас нету аккаунта – зарегистрируйте его!
Есть ошибка в тексте?
© times.bntu.by – 2017. Для использования материалов свяжитесь с нами через форму обратной связи
Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter