БНТУ – Новости, наука, люди и факультеты - сайт собирает в себе самые интересные материалы Белорусского национального технического университета.

Цифровая трансформация образования: как создать конкурентоспособный учебный контент

358 
0
04 ноября в 09:40
Цифровая трансформация образования: как создать конкурентоспособный учебный контент

По мнению международных исследователей, на сегодняшний день образование значительно отстает от других отраслей. Причина в том, что преподаватели и учебники давно перестали быть единственными источниками информации и университетам из года в год все труднее конкурировать с открытыми массовыми онлайн-курсами. Современные технологии меняются значительно быстрее, чем результаты образования. Ввиду этого тематикой основной секции VIII Форума вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства был объявлен «Цифровой университет». 

Спикерами секции выступили ведущие специалисты Беларуси, Российской Федерации, Чехии и Сербии в области информационных технологий, нанотехнологий, технической физики, и даже экономики, философии и культуры. На каждом из семинаров подчеркивались достижения в области науки и цифровой индустрии, не единожды отмечался прогресс в развитии человеческого мышления. 

Цифровой университет является важнейшей составляющей умного и безопасного города. Что подразумевается под этим понятием, разбирались участники секции.

«Умный город представляет собой совокупность большого количества автоматизированных процессов, позволяющих делать жизнь людей более комфортной и интересной, – говорит Немечкин Кирилл, директор ООО «Оптилин Стадин Студия», ключевой партнёр компании Logipix в Беларуси, – Минск умным городом на сегодняшний день назвать сложно ввиду того, что различные внедренные технологии еще не представляют собой «единого организма», но ждать осталось недолго».

Компания Logipix занимается автоматизацией крупных государственных объектов, таких как аэропорты, промышленные предприятия, границы. Решением Logipix для умного и безопасного города является система, предназначенная для обеспечения безопасности на дорогах, а именно на перекрёстках, путём выявления следующих нарушений: проезд на красный свет, превышение скорости, неостановка на стоп-линии, неправильная парковка, пересечение сплошной линии и другое. И все это происходит автоматически, без участия человека! Информация о штрафе появляется у оператора в течение 2-3 минут, сразу же распечатывается и отправляется правонарушению. Данная разработка была внедрена в столицах Армении и Египта, а также в городе «дорожного хаоса» – Дели (Индия). На дорогах Республики Беларусь умные видеорегистраторы тестируются уже более 2-ух лет. «Цели создания системы мы видим в том, чтобы дисциплинировать население, избежать столкновений и пробок на дорогах, пресечь нарушения правил дорожного движения и, безусловно, облегчить работу патрульных служб», – подчёркивает Немечкин Кирилл.

Главными причинами участия директора ООО «Оптилин Стадин Студия» в форуме были знакомство, общение и поиск сотрудников среди студентов БНТУ. Если вы, студенты, до сих пор сомневаетесь в целесообразности посещения подобных мероприятий, в следующий раз ответ для вас должен быть очевиден;)

На семинаре, посвященному формированию востребованной личности в условиях цифровизации общества, обсуждались такие темы, как гендерные отличия между мужчиной и женщиной, проблема преемственности поколений, и, конечно же, поднимались вопросы значимости образования и методов современного обучения.

«Мы заинтересованы в том, чтобы процесс образования был наиболее эффективным, поэтому система должна быть интересна именно студентам и постоянно совершенствоваться. Наша направленность практико-ориентирована, то есть это не простая "начитка" лекций как стандартная форма образования, а внесение в образовательный процесс чего-то нового и инновационного», – делятся студентки факультета технологии управления и гуманитаризации Крылова Адель и Рыжанкова Юлия, выступившие на секции со своим проектом «Влияние информатизации на качество образования».

Девушки не только рассмотрели насущные проблемы, но также составили список рекомендаций, одним из пунктов которого является тесное взаимодействие между ректоратом и студентами.

«Ректорат уже стал ближе к студентам. Постоянно проводятся собрания старост, встречи студентов с первым проректором университета и ректором, а также администрацией факультета. Пока это имеет лишь факультетскую направленность, но мы уверены, что дальше – больше», – говорят студентки.

Кульминацией работы секции стал семинар «Цифровой университет – моделирование в образовательной и научной деятельности университета». В его программу входило определение барьеров и нахождение решений для отрасли образования.

 «15 крупных компаний-гигантов отраслей, такие как Google, Apple, IBM, Ernst & Young, Hilton, уже не требуют от соискателей работы наличия высшего образования. Вес диплома падает», – говорит Александр Тепляков, бренд-директор Платформы электронных сервисов для современного образования Знай.бай.

Спикер уверен в том, что одни из главных задач образования – обеспечить вовлеченность и в разы увеличить число мотивированных учащихся. И делать это необходимо путем цифровизации образования. Александр Тепляков выделил 5 решений для трансформации процесса обучений:

  1. Сокращать «цифровой разрыв» путем повсеместного использования цифровых технологий;
  2. Выстраивать для каждого обучающего персональную траекторию обучения;
  3. Изменить устаревшую модель образования, в которой преподаватели выступают в роли рупора, а студенты впитывают и воспроизводят полученную информацию в точности. Новая модель должна быть следующей: «модератор, эксперт» – «решатели проблем»;
  4. Развивать soft skills (гибкие навыки): управлять изменениями, учиться новому, сохранять душевное равновесие в нестандартных ситуациях;
  5. Учиться на протяжении всей жизни.

Об идеальной форме проведения лекций в эпоху высоких цифровых технологий рассказала Попова Юлия Борисовна, доцент кафедры «Программное обеспечение информационных систем и технологий» БНТУ.

«С моей точки зрения, лекции должны проходить следующим образом: студенты пользуются рабочей тетрадью на электронном носителе, с одной стороны у них открыты подготовленные мной слайды, а с другой – чистые листы для записей, пометок, которые они делают в ходе лекции.»

В завершающий день форума на повестку семинара был поставлен вопрос оценки науки и рейтингов университетов в условиях цифровой трансформации. В своих докладах выступающие затрагивали темы основных индикаторов цифрового университета, современные подходы к оценке публикационной активности, продвижения университетов Республики Беларусь в международных рейтингах.

Какая она, библиотека цифрового университета? Мы спросили у директора Научной библиотеки БНТУ Инны Викторовны Юрик.

«Как раз таки библиотеки вносят большой вклад в процесс цифровизации образования. Именно репозиторий является первым шагом к построению образовательной цифровой среды. На сегодняшний день мы ведем 5 сайтов научных журналов. Мы также многое делаем для того, чтобы создавать репутацию наших ученых в онлайн-пространстве с помощью различных инструментов, современная наука без этого не может существовать. Цифровая библиотека встроена в учебный процесс: мы преподаем информационную грамотность, рассказываем молодым ученым о том, как создавать репутацию и продвигать свои работы в цифровой среде. За помощью к нам может обратиться каждый желающий.» 

Больше фотографий с секции ищите по ссылкам: https://files.bntu.by/s/7g9WLRvXMmsy98K (вторник), https://files.bntu.by/s/GULXD9pvfJTNSqr (среда), https://files.bntu.by/s/zmEdKnPIXQxWdZY (четверг).


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Обсуждение
Для того, чтобы добавлять комментарии вам необходимо авторизироваться на сайте
Если у вас нету аккаунта – зарегистрируйте его!
Есть ошибка в тексте?
© times.bntu.by – 2017. Для использования материалов свяжитесь с нами через форму обратной связи
Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter