БНТУ – Новости, наука, люди и факультеты - сайт собирает в себе самые интересные материалы Белорусского национального технического университета.

Бездушная реставрация или искусство?

601 
0
03 декабря в 09:00
Бездушная реставрация или искусство?

Сегодня мы хотим рассказать вам о выдающемся архитекторе, авторе таких проектов как бульвар Ленина и нулевой километр в Минске, и декане архитектурного факультета БНТУ Сардарове Армене Сергеевиче.

- Как Вы стали деканом?

- В студенчестве я занимался научной деятельностью. Мне была интересна архитектура дорог и я пошёл работать в эту систему, чтобы реализовать идеи, которые были заложены в моих научных работах. А после того, как стал работать практикующим архитектором в системе дорог, я не бросал науку. Всё время писал и писал статьи, появлялись книги на эту тему. Я защитил кандидатскую диссертацию и уже защищая докторскую, мои коллеги пригласили меня сюда, в БНТУ на архитектурный факультет. В этот момент я решил, что сейчас очень важно отдавать свои знания. Эту отдачу я видел в работе деканом архитектурного факультета, где я смог бы передавать свои знания молодежи.

- Есть ли у Вас особо яркие воспоминания о студенческой жизни?

- Наверное у каждого человека самые яркие воспоминания именно из этого времени. Для меня это были 60-е годы. У нас были прекрасные две группы: очень талантливые, способные ребята. Способные и в архитектурном творчестве, и в научном, и даже самая первая молодежная музыкальная группа была создана в моей группе. Она называлась «Голубые гитары». Это была невероятная атмосфера, причем это было ещё полузапрещенное дело.

Так же было интересно то, что наши преподаватели были теми ветеранами, что создали послевоенный Минск и в тоже время появились новые педагоги, которые хотели внести новые направления в архитектуре, желали сделать всё по-новому! Именно поэтому это время невероятно интересно с точки зрения контактов, общения, надежды, что мы создадим новую белорусскую архитектуру. 

- Что повлияло на выбор профессии?

- На выбор повлияло то, что я с детства рисовал. У меня был старший брат, с которым мы рисовали комиксы с длинным сюжетом. И эта любовь к рисованию прошла со мной через всю жизнь. В то же время я был одним из лучших в школе по точным наукам. Но во время поступления возник один интересный момент: со мной в подъезде жил замечательный ученый в области физики А. Н. Севченко, который был ректором БГУ. Конечно, когда я был мальчишкой, он хотел, чтобы я поступил к нему и занимался физикой. И вдруг я поступил на архитектуру… Он потом полгода со мной просто не разговаривал!

- Вы стали автором мостов и путепроводов в Минске, Могилеве, Гомеле и Орше. Планируете ли Вы уделить внимание другим городам Беларуси?

- Я всё время ездил по закуткам нашей страны и проектировал там. Очень много спроектировал автобусных остановок, но кроме этого я занялся проектированием мостов и путепроводов. Мост, на самом деле, одно из самых высших направлений в архитектуре. И, конечно же, я хочу видеть свои работы по всей нашей стране.

- Что Вы можете рассказать про проект бульвара Ленина в Минске?

- Это действительно одна из важнейших моих работ для Минска. Нас пригласили на реконструкцию бульвара, который был просто в ужасном состоянии, бульвар ощущался ветхим. И его нужно было создавать заново, но мы поняли, что нельзя ломать идею архитектуры классического бульвара. До начала нашей работы в этот бульвар не ходила молодёжь, он был не уютным. Мы предложили освещение в виде торшеров, уютные скамейки и, конечно же, озеленение. И бульвар преобразился, туда стали приходить люди, чтобы отдохнуть, хорошо провести время, что очень важно для меня.

- Нам известно, что камень для памятника нулевому километру привез литовский водитель из Португалии, как так получилось?

- Это было 20 лет назад, поэту сам процесс был достаточно сложным. Я помню, как мы представляли макет из фанеры Президенту. Было очень волнительно, но в целом ему понравилось, хотя он внёс некоторые исправления. Долго подбирали место для памятника и одной из первых идей был Главпочтамт, так как раньше расстояния между городами считались именно от почт. Но потом всё же решили поставить его перед дворцом Республики. Самым тяжелым было найти камень. Никто в Беларуси, Украине и России не мог предложить нам цельный камень, максимум два скрепленных куска материала. И тут мы получаем письмо из Португалии, они присылают образцы камня, и мы выбираем «Розу Монфорте». Дальше дело заключалось в его перевозке. Белорусские транспортные компании отказывались его везти, потому что, во-первых, это огромная ответственность, во-вторых, он весил несколько тонн. По итогу нам предложила свои услуги литовская фирма и теперь вы можете наблюдать символ независимости Беларуси.

- Во многих интервью Вы говорите, что некоторые руины должны оставаться руинами. Почему Вы так считаете?

- Я в этом уверен. Это моя принципиальная позиция, потому что человек должен ощущать существование прошлого. Этого невозможно добиться в виде какого-то начищенного, накрашенного объекта. Я не вижу ничего стыдного в том, чтобы объекты нашей культуры носили на себе печать времени. Человек должен знать историю своей земли, и я вижу эту историю именно в руинах. Особенно в этих выбоинах, трещинах, осыпях, обвалившейся крыше. Только так можно ощутить всё пережитое этим местом на себе.

- Что Вы подразумеваете, говоря о бездушной реставрации?

- Просто копировать какое-то сооружение или создавать его заново далеко не всегда правильно. Всё-таки подлинный камень тоже имеет душу и прикосновение к нему соединяет человека с этим временем, людьми. А новодел просто муляж. Я допускаю такое в музее, но в натуре – никогда. Очень плохо получается, когда мы используем новые технологии, в частности акриловые краски. Надо стараться при реставрации подбирать составы, которые были бы уместны на данном объекте.

- Самая обсуждаемая на сегодня тема в архитектурной жизни Минска - реставрация Троицкого моста. Уже известно как минимум пять идей, одну из которых предложил архитектурный факультет БНТУ. Расскажите нам об этом поподробнее.

- Мы здесь, на нашем факультете вместе с молодёжью, совместно со скульпторами создали свои предложения. И конечно же считаем, что это самая лучшая идея. Потому что этот мост может стать каким-то символом. Наша идея заключается в создании символов двух рек: Немиги и Свислочи. Это всё было придумано 14 лет назад, но по какой-то причине не реализовано. Сейчас проект решили возобновить, но мы хотим продолжить старые идеи и нас многие поддерживают.

- Мы сегодня так много говорили о Вашей общественной деятельности. Не хотите ли Вы рассказать о своей личной жизни?

- Я очень горжусь своими дочками. Все трое пошли в иняз, что было удивительно, но они тем не менее справились и я считаю, что справились на отлично. Все работают сейчас в разных областях. Младшая дочь недавно защитила диссертацию и работает в небезызвестной компании «World of Tanks». Средняя – журналист в «Russia today». Старшая, как и я, преподаёт.


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Обсуждение
Для того, чтобы добавлять комментарии вам необходимо авторизироваться на сайте
Если у вас нету аккаунта – зарегистрируйте его!
Есть ошибка в тексте?
© times.bntu.by – 2017. Для использования материалов свяжитесь с нами через форму обратной связи
Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter