БНТУ – Новости, наука, люди и факультеты - сайт собирает в себе самые интересные материалы Белорусского национального технического университета.

Университет в лицах: Старжинский Валерий Павлович

1964 
0
23 февраля в 15:10
Университет в лицах: Старжинский Валерий Павлович

В жизни доктора философских наук кафедры «Философские учения» Белорусского национального технического университета Валерия Павловича Старжинского недавно случилось два события: профессор отметил свое 70-летие и был удостоен грамоты и нагрудного знака Совета Республики за высокие достижения в научной и образовательной деятельности. Поговорили с ним о том, как он связал жизнь с двумя непохожими науками и его главных достижениях.

Родился Валерий Павлович в деревне Замошье Слуцкого района в семье учителей. Однако так получилось, что сын филологов благодаря учителю в школе, с которым они совместно спроектировали и сконструировали снегоходы, заинтересовался физикой. После окончания школы Валерий Павлович поступил на физико-математический факультет педагогического института. 

Я хотел поступить в Белорусский политехнический институт на автотракторный факультет, потому что был помешан на машинах и технике. Это и до сих пор так. Если я чувствую, что что-то неправильно работает, то добиваюсь, чтобы оно работало правильно. Для меня работа двигателя – музыка (он шепчет или даже поет). Тем не менее так сложилось, что поступил я все-таки в педагогический. Теперь понимаю, что это не случайно, ведь именно там я столкнулся со стыком наук: философии и физики.

На втором курсе Валерий Павлович изучал философию, которую, как он говорит, вел преподаватель с большой буквы.

Он так преподносил предмет, так увлек философскими проблемами физики, что я понял: физика не главное, главное – философские вопросы физики. Это интерпретация и понимание нерешенных проблем теории относительности, физики микромира, поиск способов их решения. Леонид Григорьевич Кравченко привил мне любовь к философии на всю жизнь. Под его руководством я написал научную студенческую работу, которая называлась «Связь пространства и времени в специальной теории относительности Альберта Эйнштейна», а позже принял решение поступить в аспирантуру на кафедру философии в БПИ.

На кафедру философии Политехнического института (сейчас БНТУ. – Прим. ред.) Валерий Павлович пришел в 1972 году, и с того момента из Политеха не уходил. 

В это время мой жизненный путь сделал большой зигзаг: я перешел из физики в философию. На кафедре в то время преподавали два удивительных философа: Вячеслав Семенович Степин и Валерий Петрович Лебедев. После окончания аспирантуры остался в Политехе. С тех пор я многое сюда вложил: написал докторскую диссертацию «Гуманизация инженерного образования. Философско-конструктивный подход», в которой раскрыл и решение проблемы проектирования инженерного образования и методологии обучения. Я считаю, что нельзя останавливаться только на проектах и дипломах, инженер должен создавать не просто модели, а прототипы, которые позже должны вырастать в стартапы. 

Занимался Валерий Павлович и собственным бизнесом, однако в один момент все же пришлось сделать выбор между бизнесом и наукой.

В 1994 году зарплата доцента было около 50 долларов, а у меня была семья и двое детей. Поэтому я пошел подрабатывать к своему другу-физику, который успешно вел бизнес. Там приобрел большой опыт и позже создал собственное агентство недвижимости, которым руководил девять с половиной лет. Ведение бизнеса давалось нелегко, было тяжело по многим причинам: не было навыков ведения бухгалтерии, рекламы, работы с клиентами. Однако, преодолев трудности, мы научились вести бизнес, но деньги, заработанные таким образом, были очень «дорогие». Рассчитываться за успех приходилось постоянными стрессами, дефицитом семейного общения и прочими издержками в научном плане. В итоге я понял, что бизнес – это не мое. Пришлось встать перед выбором: наука и педагогическая деятельность или бизнес и материальный достаток. Совмещать все было невозможно, потому что бизнес становился более раскрученным и требовал все больше времени. Принял решение продать его. Первое время сомневался в правильности выбора, особенно в минуты получения институтской зарплаты. Потом привык, и главное, стал ладить с собой. С тех пор прошло двадцать лет, и я понял, почему спортсмены уходят из спорта на пике карьеры. Я выбрал то, чему посвятил жизнь, и не жалею. Опыт бизнес-деятельности пригодился в процессе работы над созданием концепции Парка высоких технологий. 

Из своих самых значимых достижений Валерий Павлович выделяет причастность к созданию инновационной инфраструктуры Парка высоких технологий (ПВТ), несколько патентов и достижений в области науки.

– Концепция развития ПВТ включает юридическое, финансовое сопровождение, преференции в области налогообложения, создания классической инфраструктуры и т. д. Мы же работали над более узкой проблемой: выработка методологии проектирования инновационной инфраструктуры. Командой была разработана концепция проектирования, построения и развития ПВТ. Сейчас являюсь членом экспертного совета ПВТ, провожу экспертизы бизнес-проектов кандидатов в резиденты парка, а также работаю в команде над стратегией переформатирования экспертного совета в экспертно-аналитический. Это важно, потому что ПВТ – драйвер инновационного развития в Беларуси. Работа в ПВТ помогает мне в преподавании: позволяет строить в процессе образования не только концептуальные, но и инструментальные модели инновационной инфраструктуры, коворкинга, стартапа, франчайзинга, бенчмаркинга, реструктуризации, масштабирования бизнеса, а это возможность показать студентам, как работают эти понятия в деле, посредством их использования в качестве принципов проектирования. 

Что касается патентов, то их у Валерия Павловича несколько: «Автодомино», «Автокоммуникатор». Они направлены на предупреждение и снижение риска автомобильных аварий. В этой сфере профессор работает и сейчас.

– Мы работаем с магистрантами над двумя другими изобретениями именно в сфере безопасности: они связаны с минимизацией последствий железнодорожной аварии. С конкретными предложениями вышли на «Штадлер».

– Подскажите, есть ли связь между инженерией и философией? Если да, то в чем она заключается?

Это два взаимодополняющих элемента культуры. Что бы мы не взяли – музыку, живопись – во всем есть инженерные разработки (холсты, кисть, инструменты), везде есть синтез гуманитарной и технической наук. Инженерная деятельность объединяет гуманитарную и техническую культуры. На основе инженерного проектирования возникла универсальная парадигма проектирования, в которой культура является ее результатом.

Также хочу сказать о связи гуманитарных и инженерных наук, которая у нас осуществляется только в экстенсивном плане, на уровне гуманитаризации образования. К инженерным дисциплинам пытаются добавить различные гуманитарные дисциплины, что, с одной стороны, развивает гуманитарную культуру, с другой – вызывает глухое сопротивление преподавателей инженерных дисциплин, поскольку уменьшает возможности профессиональной подготовки.

Однако гуманитаризация не решает проблему в целом. Почему? Речь должна идти не только о гуманитаризации, но и гуманизации инженерного образования. А начинается все с постановки конкретной проблемы, в частности, систематизации дисциплин, которые преподаются в инженерном вузе. Они должны быть объединены по кластерному принципу, где доминирующим является специальная кафедра, которая задает пространство компетенций. Проектирование соединяет теорию и практику. И это касается проектирования содержания учебных дисциплин. 

– Как объяснить студенту технического вуза, для чего ему преподают философию?

– Раньше философия преподавалась как гуманитарная описательная дисциплина, но у нее есть вторая сторона – методология. Философия – своеобразная карта местности (картина бытия), а методология – умение ориентироваться на местности при помощи карты. Я преподаю философию как методологию. Что это дает для образования? Одно дело рассказывать про интеллектуальную собственность, изобретения и патенты и другое дело провести мастер-класс по теме «"Автокоммуникатор" – рождение стартапа». Я привожу примеры, которые крайне важны для студентов. Как-то я встретил своего выпускника, и он сказал, что до сих пор вспоминает мои примеры.

– Вы преподаете в БНТУ уже почти 50 лет. Поделитесь своими наблюдениями.

За почти полвека работы в БНТУ наблюдаю, что произошла значительная эволюция в системе высшего технического образования в лучшую сторону. Именно в плане реализации конструктивного подхода, практико-ориентированного образования. 


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Есть ошибка в тексте?
© times.bntu.by – 2017. Для использования материалов свяжитесь с нами через форму обратной связи
Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter