БНТУ – Новости, наука, люди и факультеты - сайт собирает в себе самые интересные материалы Белорусского национального технического университета.

«Университет – это не здания, не аудитории и не парты, а в первую очередь люди»

833 
0
06 июля в 08:00
«Университет – это не здания, не аудитории и не парты, а в первую очередь люди»

Каждый из нас знает, что качество образования зависит не только от талантливых и понимающих преподавателей, но и от упорства и старания студента. А если преподаватель молодой и активный, то «завоевание высот» и работа в тандеме становится еще проще. 

 

Мы пообщались с одним из молодых преподавателей нашего университета Григорьевой Наталией Александровной и узнали, почему выбирают БНТУ, каково быть молодым преподавателем и о современных взглядах на обучение. 

Расскажите немного о себе.

– Начнем с того, что я поступила в БНТУ в 2008 году на строительный факультет, специальность «Экономика и организация производства». А в 2013 году получила красный диплом и квалификацию «инженер-экономист». Во время учебы старалась охватить все: пробовала играть в КВН, ЧГК, выступала за сборную университета по футболу и участвовала в научно-практических конференциях.

Почему строительство? Разве Вам не хотелось, как девушке, пойти на специальность простой гуманитарной направленности?  

– Каждый член моей семьи так или иначе связал жизнь со строительством. Даже те, кто пытался как-то избежать этого, все же работают в данной сфере. Так что я видела себя именно в строительстве, да и училась я в политехнической гимназии, где с 9 по 11 классы приходили преподаватели из БНТУ и было два специальных предмета: начертательная геометрия и инженерная графика, т. е. конкретное направление, тесно связанное с инженерией.

На строительном факультете четыре специальности, почему именно экономика? 

– Дело в том что в то время можно было сдавать только три ЦТ, и стоял выбор между английским языком и физикой. Я решила, что больше сил и знаний у меня в английском, тем более я учила его с детского сада и много его практиковала. Поэтому выбор пал на ЦТ по иностранному языку и, соответственно, квалификацию инженер-экономист. 

На сайте БНТУ есть информация о том, что Вы стажировались за границей. Как так вышло? 

– Мне безумно повезло. В 2012 году впервые открылась программа «Erasmus Mundus» в Республике Беларусь, отбиралось ограниченное число студентов по всей стране, по-моему 11. Выбирали из числа студентов БНТУ и Брестского государственного технического университета на 10 месяцев стажировки за рубежом. Мы активно готовили и подавали документы. Под «мы» я подразумеваю себя и мужа, тогда вместе загорелись желанием поучаствовать. Можно сказать, что судьба свела нас после этого опыта общения, он подавал документы по своему профилю (машиностроение) и попал в Ирландию, а я по своему (строительство) и мне повезло получить стипендию в Чехии. Это был очень сложный год, так как выпал на мой пятый курс. Я училась в два раза больше: нужно было сдавать сессию и защищать диплом сразу в двух странах. Было очень тяжело, все было расписано буквально по минутам! Даже по прилету домой я буквально с самолета поехала на согласования в связи с республиканским балом для выпускников учреждений высшего образования. Это было одно из тех событий, которое предполагало длительную подготовку, а времени даже для него было совсем в обрез. 

Студенческие годы считаются наиболее счастливыми, а какие они были у Вас? 

– Я думаю, что именно студенческая пора самая интересная в жизни. Именно в это время происходит становление личности, расширение круга знакомств. Вы находите людей и друзей, с которыми дальше пойдете рука об руку. То есть вы одновременно прокачиваете свои hard skills (технические навыки): узнаете о будущей профессии, готовитесь стать специалистами в своей сфере, – и soft skills: общение, лидерство, выступления с презентациями. Все эти навыки вы комплексно получаете во время обучения в университете, поэтому это чудесное время, по которому в будущем все скучают.

Вы же и сейчас общаетесь со своими одногруппниками? 

– Конечно! У нас была замечательная компания. Сразу хочу отметить, что да, некоторые ушли из отрасли и сферы строительства, переквалифицировались. Например, пошли по веяниям интерьерного дизайна или даже музыки, некоторые уехали за рубеж и сейчас там работают, но я с уверенностью могу сказать, что никто из моих одногруппников не потерялся по жизни. Мы всегда радуемся, когда нам удается встретиться и поговорить. Мне кажется, это замечательно. 

Сложно ли было получить красный диплом? Это было намеренное рвение быть отличником или так сложились обстоятельства и все давалось легко с первого курса?

– На красный диплом я училась не сразу, мне пришлось пересдавать химию. Представьте, что на пятом курсе перед самой защитой диплома мне пришлось пересдавать предмет первого курса, т. е. все лабораторные и расчеты. Я решила, что за красный диплом стоит побороться, и пошла на такой шаг. 

А что у Вас было по химии, если не секрет?

– Была шестерка, а пересдала на восьмерку. И это тоже в какой-то степени стоило мне пары седых волос. Если вы сомневаетесь, стоит ли пересдавать на последнем курсе какой-то предмет, то я советую сделать это. Дело не только в красном дипломе, это дает вам уверенность в том, что всегда есть шанс что-то поменять и переиграть в своей жизни. Все именно в ваших руках, поэтому не стоит их опускать. 

Не было к Вам предвзятого отношения среди студентов, ведь ваша мама сейчас заведует кафедрой экономики строительного факультета?

– Ребята меня не сторонились, за что я им очень благодарна. Ни разу не чувствовала на себе какого-то давления. Были шуточки, но они скорее не обидные, а студенческие подколы.

Вам присвоили ученую степень кандидата экономических наук 17 июня, как долго Вы шли к своей цели? 

– Перед этим я была магистром. Возможно, разочарую вас, но я не шла к получению ученой степени как к цели всей жизни. И еще четыре года назад не знала, что вообще до этого дойду, поскольку процесс казался бесконечным и сложным. Два года назад, в мае, я уже впервые распечатала свою диссертацию и, как сейчас помню, оставила на вычитку заведующей кафедры экономики энергетики Манцеровой Татьяне Феликсовне. Я была уверена, что это если не прорыв, то какие-то интересные вещи в работе я смогла отобразить. Неделей позже, когда мы с ней встретились и обсудили что я там написала, у меня случилось очень сильное разочарование в себе. Аплодирую выдержке и педагогическому таланту Татьяны Феликсовны в том, чтобы тактично объяснить мне сколько еще работы предстоит. И далее именно процесс общения по диссертации с многими кандидатами и докторами наук, постепенно из меня сформировал соискателя.

Это было Ваше первое маленькое разочарование? 

– Да, это была такая досада, потому что казалось, что работа уже на руках есть и осталось только немножко переоформить или иначе подшить, а потом… Подобные качели преследуют соискателя во время всего процесса защиты диссертации, поэтому я оперирую к тому, чтобы не бояться этого, а воспринимать как очень интересный опыт. 

Совсем скоро пройдет вступительная кампания по всей Беларуси. Почему бы Вы советовали или нет поступать в БНТУ на строительный факультет на экономическую специальность?

– Мне кажется, что грядущее поколение совсем другое. Даже с высоты своих 30 лет, я замечаю, что приоритеты у молодежи поменялись. На самом деле принцип «работать только чтобы работатывать за деньги» уже мало кого интересует. Считаю, что акцент сместился с зарабатывания денег на то, чтобы получать удовольствие от работы. Поэтому профессия, в любом случае выбираемая будущими абитуриентами, должна быть «благодарная». Если говорить буквально, то абитуриент/выпускник должен понимать что он привносит в мир, будучи на этой должности. Тут отпадает большинство профессий обслуживающего характера, однако остаются те, которые нацелены на принятие судьбоносных решений. Экономика строительства не исключение. Это та профессия, которая оставляет след в истории. Мы с вами определяем, что и как будет построено, во сколько это обойдется и будет ли продолжение в части реконструкции, реновации, модернизации и прочего. Поэтому каждый раз, находясь на рабочем месте, будь это работа сметчика, бухгалтера, бизнес-аналитика, управляющего проектами, оценщика и др., мы строим будущее. Я считаю, что экономическая специальность на строительном факультете гарантирует не только стабильную высокую заработную плату, но и благодарный труд, который позволит ощутить удовлетворенность. Вам будет нравится то, что вы делаете. 

Вообще строительство сейчас – престижное направление? 

– А что может быть более вечное, чем строительство? Оно оставляет след. Общаюсь со своим дедушкой, заслуженным строителем, коллегами и буквально понимаю, насколько они вложили частицу себя в то, что мы сегодня видим вокруг. Проезжая через район Зеленого Луга, дедушка мне рассказывает как в этом доме он строил подъезд, двери которого почему-то поставили на другую сторону, т. е. выход планировался на улицу, а получилось во двор. И вот уже много лет он такая мелкая, казалось, деталь, влияет на жизни людей.  След на земле не оставляет буквально ничто так прочно, как строительство.

У вас в инстаграм-аккаунте всегда присутствуют путешествия. Успели уже посмотреть всю Беларусь? 

– Да, я посетила 35 стран и очень счастлива, что в Беларуси очень много уголков, которые позволяют зарядиться, буквально выдохнуть и понять, что это все мое, родное. Это очень субъективно, но в нашем безумном темпе жизни, окружении большого города очень важно вырываться и «надышаться». Признаюсь, что с радостью выбегаю из аудитории или квартиры для того, чтобы выехать именно на природу, посмотреть как другие страны, так и родную Беларусь.

Есть ли какие-то места для обязательного посещения? Возможно, места, которые нравятся Вам больше всего, которые заряжают и вдохновляют вставать утром и двигаться дальше. 

– С возрастом такие места меняются. Если раньше я назвала бы пик самой высокой скалы, на которую я залазила, то сейчас вряд ли туда еще заберусь. Люблю места, вызывающие восторг от размаха и высоты, а также те, что вызывают чувство причастности. Что касаемо Беларуси, то на прошлой неделе я была в замечательном городе Волковыске и поразилась, насколько это древнее поселение, и как правильно люди выбрали себе место: на излучине соединения двух рек, на двух горах. Побыв там и погуляв по этой нескошенной траве, посидев на лавочке с видом на город, вернее, с одной стороны город, а с другой – живописная природа, я зарядилась энергией на всю неделю. 

Как говорят студенты, у вас очень интересные методы преподавания. Есть и модели, и презентации, и создание макетов. С кем Вы обмениваетесь опытом и откуда берете такие нестандартные способы преподавания? 

– В наше время все поменялось с ног на голову. Если раньше, буквально в начале моей учебы, для того чтобы найти информацию нужно было сильно постараться – сходить в библиотеку, пообщаться с людьми, то сейчас информации в избытке, а задачей является сортировка и выделение необходимого из огромных ее объемов. Другими словами, задача преподавательского состава в том, чтобы направить студента по правильному пути с точки зрения выбора информации, методологии и последовательности. Поэтому считаю, что сегодня самым лучшим стилем преподавания являются истории: больше конкретики, меньше недопониманий. Когда вы приводите примеры конкретных действий и ситуаций и объясняете, как это должно быть сделано и почему так получается, то появляется шанс, что студент это запомнит. 

Наверное каждый преподаватель желает своему студенту, чтобы он постоянно развивался и не стоял на месте, а что бы пожелали Вы? 

– Я желаю всем ребятам, которых я знаю и, возможно, узнаю, чтобы каждый день последующей учебы или работы они знали, что именно делают и зачем, и были этому рады. Я изначально не предполагала, что буду преподавать, распределилась и работала по специальности в управлении проектами строительной организации и даже в международных проектах. Однако попробовала учить, и сейчас есть четкое понимание того, что здесь и сейчас преподавание – это мое. 

Что общего у проектной деятельности и преподавания?

– Мне нравится проектная деятельность, потому что у нее есть начало и конец, т. е. я вижу результат и от этого получаю удовольствие. Так и со студентами: мы начинаем с вами говорить на разных языках, потом по мере семестра приходим к одной лексике, к одному пониманию предмета, а когда вы выполните курсовой проект, то, вообще, уже практически как я умеете все делать. Остается только сдать экзамен. Курс предмета - это тот же проект, который начинается, например, осенью и заканчивается зимой.

Но Вам очень важно и нравится видеть те результат и отдачу, что дают студенты? 

– Да, несомненно, это главное удовольствие от работы преподавателем! Я действительно могу положиться на своих студентов, спросить или даже позвонить выпускникам, которые работают в определенной сфере, и уточнить, как теперь они делают ту же работу, что и мы с ними когда-то изучали. 

Подводя итог, можно сказать, что университет – не здания, не аудитории и не парты, а в первую очередь люди. И то, как развивается сейчас БНТУ, полностью соответствует всем мировым тенденциям в области образования. Появляется все больше коллег, которые, поработав где-то еще после выпуска, возвращаются и делятся своими наработками со студентами. Да, они не проходили педагогическую подготовку, но они говорят с чувством, с жаром, от души, чтобы передать собственный опыт. Работа в университете – благодарная профессия, в которой успехи зависят от тебя самого. Я знаю очень много преподавателей-энтузиастов на разных факультетах и действительно талантливых специалистов, которые «толкают вперед» не только образование, но и науку в целом.

 

Мы искренне поздравляем Наталию Александровну с присвоением ученой степени кандидата экономических наук и желаем только положительных эмоций и новых свершений! 


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Обсуждение
Для того, чтобы добавлять комментарии вам необходимо авторизироваться на сайте
Если у вас нету аккаунта – зарегистрируйте его!
Есть ошибка в тексте?
© times.bntu.by – 2017. Для использования материалов свяжитесь с нами через форму обратной связи
Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter